Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Этика и психология семейной жизни в школе конспекты уроков

Этика и психология семейной жизни в школе конспекты уроков

Рабочая программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни», 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 1» Комсомольского района Чувашской Республики Рабочая учебная программа по элективному курсу «Этика и психология семейной жизни» 10 класс Составитель программы: педагог-психолог МБОУ «Комсомольская СОШ №1» Мельникова Надежда Александровна Пояснительная записка В современном мире семья переживает острый кризис, вызванный утверждением индивидуализма в семейной жизни, активной пропагандой вседозволенности в отношении полов. При этом у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, неумением серьезно заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к негативным явлениям современной действительности, таким как падение уровня физического и психического здоровья детей, снижение духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе.

Самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей не позволяют формированию адекватных внутрисемейных отношений.

В этой связи важнейшими задачами психолого-педагогического сопровождения старшеклассников являются направленность воспитательного процесса на усвоение нравственных основ межличностных отношений, формирование навыков общения в социальном окружении, выработка умения разрешать и предупреждать конфликты. Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода: рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Духовное и моральное здоровье семьи во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Именно семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.

Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни.

Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при выборе спутника и создании семьи.

Программа курса рассчитана на 34 часа в год. Нормативные основы:

  1. концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009;
  2. закон Чувашской Республики от 15 ноября 2007 г. № 70 «О государственной молодежной политике» (гл. 2. ст. 9, ст. 11, ст. 13, ст.14;);
  3. приказ Минобрнауки России от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программу общего образования»;
  4. закон Чувашской Республики от 02 августа 2013 г. «Об образовании в Чувашской Республике».
  5. приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующие программы общего образования»;
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  7. государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2021 годы (2.2 – профессиональное образование; 3.55. – нормативные документы);

Цели курса:

  1. формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к сознательному созданию собственных семей.
  2. расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления;

Задачи курса:

  1. развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.
  2. обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
  3. обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
  4. выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  5. формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания;об экономике и быте семьи;
  6. формировать теоретические знания о семье как социальном институте;знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре;
  7. выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка,о своей обязанности в воспитании детей;

Реализация программы курса «Этика и психология семейной жизни» предполагает учет следующих принципов:

  1. использования методов проблемного обучения;
  2. закрепления полученных знаний на практических занятиях.
  3. соблюдения системы и последовательности в реализации предлагаемого материала;
  4. гуманистического характера взаимодействия между педагогом и учащимися;

Методы обучения:

  1. практические (тренинги, дискуссия, игры, упражнения, психотренинги с использованием кино- и видеоматериалов, ресурсов ИКТ и др.).
  2. наглядные (использование ММТ, демонстрация таблиц, схем, иллюстраций);
  3. методы обучения на проблемной и диалоговой основе;
  4. словесные (рассказ, объяснение, беседа);

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Требования к уровню подготовки обучающихся.

По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:

  1. навыки взаимодействия в межличностных отношениях.
  2. осознанное желание планировать семью;
  3. представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи;

Обучающиеся должны уметь: находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников; использовать механизмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций. Виды занятий: урок-лекция (преимущество этого урока заключается в том, что он отличается четкостью и логикой изложения); урок-беседа (преимущество заключается в наличии обратной связи, активности и доверительности учеников); урок-консультация (предполагается приглашение специалистов: врача, юриста, психолога); открытый урок (могут быть приглашены родители учеников). В этом случае корректируются отношения между родителями и детьми; практические занятия (проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов).

Предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями, необходимыми для самосознания и саморазвития. Планируемые результаты обучения учащихся: формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и условий для ее создания; знать основные родственные связи в семье, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи; выработка нравственной готовности к созданию семьи; развитие умения понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпимым; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением данного курса являются: формирование у учащихся теоретических знаний о семье как социальном институте; динамика основных показателей воспитания детей (личностная, социальная, психологическая культура); характер изменения социальной, социально-психологической, нравственной атмосферы в образовательном учреждении; динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс. Формы и темы творческих работ 1.

Мини-сочинения, рисунки, коллажи по темам: «Любовь моими глазами», «Мое представление о распределение ролей в семье», «Кто глава семьи», «О любви и ненависти». 2. Анализ афоризмов о любви, браке и семье. 3. Доклады по темам: «Внутренний уклад семьи», «Переходный возраст», «О мужественности и женственности».

4. Конспекты по темам «Планирование семьи», «Как создать счастливую семью», «Причины разрушения семьи», «Школьная любовь». 5. Презентаций по темам: «Общение в семье», «Формирование готовности к материнству», «Формирование готовности к отцовству», «Виды материнской и отцовской любви», «Пространственно-предметный мир семьи». № Тема урока Кол-во часов Тип урока Введение в курс «Этика и психология семейной жизни» 1 Урок -беседа 1 Психология личности 2 урок-лекция, практические занятия 2 Психология межличностных отношений 1 урок-лекция, практические занятия 3 Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек 1 урок-лекция, практические занятия 4 Выбор идеала.

1 урок-лекция, практические занятия 5 Культура воздержания 4 урок-лекция, практические занятия 6 О дружбе и товариществе 1 урок-лекция, практические занятия 7 Любовь. 2 урок-лекция, практические занятия 8 Любовь как высшее человеческое чувство 2 урок-лекция, практические занятия 9 Что такое семья 1 урок-лекция, практические занятия 10 Семейные ценности 1 урок-лекция, практические занятия 11 Роль семьи в воспитании личности 1 урок-лекция, практические занятия 12 Семья в различных культурах: христианстве, исламе и буддизме. 3 урок-лекция, практические занятия 13 Семейные традиции 1 урок-лекция, практические занятия 14 Нравственные нормы брака 1 урок-лекция, практические занятия 15 Что такое готовность к браку 1 урок-лекция, практические занятия 16 Мотивы вступления в брак 1 урок-лекция, практические занятия 17 Здоровье супругов и будущего потомства 2 урок-лекция, практические занятия 18 Семья и ее функции 1 урок-лекция, практические занятия 19 Особенности молодой семьи 1 урок-лекция, практические занятия 20 Совместимость и удовлетворенность супругами браком 1 урок-лекция, практические занятия 21 Сущность брака и семьи: вчера и сегодня 1 урок-лекция, практические занятия 22 Что такое конфликты 1 урок-лекция, практические занятия 23 Профилактика семейных конфликтов 1 урок-лекция, практические занятия 24 Правовые основы семьи 1 урок-лекция, практические занятия итого 34

Программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни»

  1. , учитель английского языка, заместитель директора по ВР

Разделы: В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности.

Проблемы демографии («демографическая яма», длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение «законов» криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым «героям»), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.

В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, аксиологии. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам.

Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам.

Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

Задачи:

  1. воспитывать высоконравственные межличностные отношения.
  2. формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
  3. повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

  • Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
  • Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.
  • Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
  • Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
  • Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:

  1. о сущности личности;
  2. об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания;
  3. об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности;
  4. об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.

Ключевые идеи курса: В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемый нами курс основан на программе И.В.

Гребенникова «Основы семейной жизни» (1991), допущенной Государственным комитетом СССР по народному образованию, и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу «Этика и психология семейной жизни» (1991).

Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

В разработке курса мы старались не акцентировать внимание на относительно лабильнойполитике государства в области брачно-семейных отношений.

Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 34 часа: 19 лекционно-практических занятий и 15 практических.

Включает в себя введение, 6 основных разделов («Личность», «Межличностные отношения», «Брак и семья», «Основы семейных отношений», «Семья и дети», «Семейное законодательство») и заключение. Семья должна вбирать в себя лучшие черты гуманистического образа жизни, не утратив при этом ничего из того индивидуального, неповторимого, что привносит в семейный союз каждая отдельная личность.

Вот почему программа курса начинается разделом «Личность». Этот раздел включает уроки о личности, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих.

Потребности, мотивы, интересы, убеждения, способности, характер – знакомство с этими понятиями побуждает старшеклассников к самопознанию. При этом у них возникают вопросы: что я знаю о себе, что не устраивает меня в моем характере, каким я кажусь другим людям, какие недостатки вижу у себя и т.д. Такие вопросы – шаг к самовоспитанию.

Такие вопросы – шаг к самовоспитанию. Раздел включает в себя 4 лекционных и 3 практических занятия.

Второй раздел посвящен особенностям межличностных отношений юношества.

Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви.

Любовь мужчины и женщины как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; развитая способность любить как выражение высшего уровня развития личности – программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов.

Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных.

На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Обсуждаются взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Раздел включает 3 лекционных и 4 практических занятия.

В третьем разделе «Брак и семья» характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни.

К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений.

Раскрывается понятие «готовность к браку».

Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи. Особенно освещаются функции семьи.

Раздел включает в себя 4 лекционных и 3 практических занятия. В разделе «Основы семейных отношений» раскрываются устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений. Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила.

Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных отношений, раскрываются типичные «зоны» конфликтов. Раздел включает 4 лекционных и 4 практических занятия.

Пятый раздел программы – «Семья и дети» – имеет педагогическую направленность.

В нем рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения.

Этот раздел предусматривает 1 лекционное и 3 практических занятия, на которых предполагается совместное участие детей и родителей. Последний раздел «Семейное законодательство» включает в себя всего 1 урок. Это обусловлено тем, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков.

Урок по семейному праву дополняет уже имеющиеся сведения и обобщает их.

В программу курса не вошли темы сексуального воспитания, т. к. мы считаем это отдельным направлением в воспитании, достаточно спорным на сегодняшний день. Более того, по нашему мнению, этим должны заниматься врачи-сексологи или психологи, достаточно компетентные в этой теме.
Виды занятий:

  • Практические занятия — проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.
  • Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, — неизвестно.
  • Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.
  • Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.
  • Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения.
  • Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.

Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок. В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни.

Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема лекционно-практического занятия Краткая аннотация содержания занятия Кол-во часов Тема практического занятия (ПЗ) или тренингового занятия (ТЗ) Кол-во часов ВВЕДЕНИЕ 1 Введение в курс Знакомство с целями и задачами курса.Предлагаются упражнения, направленные на снятие напряжения, создание рабочего настроя.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема лекционно-практического занятия Краткая аннотация содержания занятия Кол-во часов Тема практического занятия (ПЗ) или тренингового занятия (ТЗ) Кол-во часов ВВЕДЕНИЕ 1 Введение в курс Знакомство с целями и задачами курса.Предлагаются упражнения, направленные на снятие напряжения, создание рабочего настроя. 1 ЛИЧНОСТЬ 2 Основы самоорганизации личности. Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания.

1 3 Самооценка и уровень притязаний. Я-концепция, пирамида уровней притязаний (Маслоу), виды самооценки 1 ПЗ – выявление уровня самооценки.Элементы ТЗ «Свет мой, зеркальце, скажи». 1 4 Независимость Основные понятия: внушаемость, конформность, независимость, коллективизм, коллективистское самоопределение.

1 ПЗ – оценка отношений подростка с классом (диагностика) 1 6 Внушаемость Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки. 1 ТЗ – «Жажда чуда» (устное сочинение)Тест «Поддаетесь ли вы чужому мнению?» 1 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 7 Дружба – школа любви Высшие нравственные ценности — товарищество и дружба.

Моральные требования, препятствия. 1 8 Любовь Любовь и влечение. Стороны чувства любви. Социальный характер любви. Стадии любви. Юношеская любовь. 1 ПЗ – дискуссия «Мнения о любви» 1 9 Выбор Идеал. Гипотезы эталона выбора. Синдром одиночества. Добрачные половые связи. 1 ПЗ – «Факторы риска»Беседа о факторах, увеличивающих риск появления проблем между супругами в будущем.

Добрачные половые связи. 1 ПЗ – «Факторы риска»Беседа о факторах, увеличивающих риск появления проблем между супругами в будущем. 1 БРАК И СЕМЬЯ 10 Готовность к браку Физическая зрелость вступающих в брак.

Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.

1 ПЗ – исследование установок и ожиданий от брака (диагностика) 1 11 Функции семьи Мотивы создания семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. 1 ТЗ – фрагменты тренинга «Моя семья в настоящем и будущем» Предлагаются упражнения, направленные на улучшение навыков самонаблюдения.

1 12 Семейная система Структура семьи, классификации, основные черты семьи, нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура.

1 ТЗ — фрагменты тренинга «Моя семья в настоящем и будущем.

1 13 Динамика семьи Стадии развития семьи, переходные периоды, модель развития семьи вокруг ребенка, особенности российской семьи. 1 ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 14 Семейные роли Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли.

Типы распределения семейных ролей.

Структура семейных подсистем. 1 ПЗ – Психогимнастика. Предлагаются упражнения на формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание полоролевой идентификации 1 15 Качества семьянина Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку.

Адекватные брачно-семейные представления. 1 ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи. 1 16 Семейные правила Правила, заданные социумом и культурой.

Уникальные семейные правила. Семейные мифы. 1 ПЗ – семейные ценности, традиции семьи. 1 17 Нарушения функционирования семейной системы Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

1 ТЗ – арттерапия «Идеальная семья» 1 СЕМЬЯ И ДЕТИ 18 Детско-родительские отношения Виды отношений: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм.Стили семейных отношений: попустительство, авторитаризм, демократия. Смысловая направленность отношений.

Ответственность. 1 ТЗ – «Дети и родители» 3 СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 19 Семейный кодекс Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 Итоги курса Форма и проведение занятия определяется учащимися. 19 15 ЛИТЕРАТУРА

  • Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: «Издательство ЭЛИТ», 2005.
  • Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.
  • Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  • Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  • Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988.
  • Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
  • Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  • Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  • Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  • Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  • Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  • Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  • Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

Примечание: для разработки уроков используются статьи из журналов «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Классный руководитель» и др. 27.03.2008 Поделиться страницей:

Сценарий классного часа по этике и психологии семейной жизни

Если семья – это цветок, то какой — роза, астра, ромашка.

Н.М.: Сколько людей, столько и мнений, а теперь обратимся к учебнику обществознания, в котором понятие «СЕМЬЯ» определяется следующим образом: «Семья – это социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, которая связана общностью быта и взаимной ответственностью» Как вы считаете, с чего начинается создание семьи?

(МИНУТА НА ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППАХ) СЛАЙД ШАГ ПЕРВЫЙ БЕЗ ВЫБОРА ПАРТНЕРА Н.М.: Одним из самых первых шагов на пути к становлению семьи – является выбор партнера. СЛАЙД На то, какого человека мы хотим видеть рядом с собой, влияет очень много факторов. Давайте посмотрим, какие качества наиболее важны именно для вас при выборе партнёра для общения и для создания семьи.

Слово психологу. Н.А.: На прошлом занятии мы с вами проранжировали 7 основных характеристик предпочитаемого друга или подруги и супруга или супруги и получили следующий результат. СЛАЙД ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ Результаты опроса среди девушек Порядок по значимости Образ предпочитаемого партнера по общению Порядок по значимости Образ желаемого супруга 5 Ум 4 Ум 4 Чувство юмора 6 Чувство юмора 7 Внешность и особенности телосложения 7 Внешность и особенности телосложения 3 Чуткость, доброта. 5 Чуткость, доброта. 2 Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т.

д.) 2 Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) 1 Отношение к опрашиваемой 1 Отношение к опрашиваемой 6 Зрелость, ответственность 3 Зрелость, ответственность 8 Финансовая обеспеченность 8 Финансовая обеспеченность Результаты опроса среди юношей Порядок по значимости Образ предпочитаемой подруги Порядок по значимости Образ будущей супруги 1 Чувство юмора, веселость 6 Чувство юмора, веселость 5 Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) 2 Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) 3 Внешние данные 5 Внешние данные 4 Ум 4 Ум 7 Коммуникативные данные 7 Коммуникативные данные 6 Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) 3 Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т.

д.) 2 Отношение к самому отвечавшему (к вам) 1 Отношение к самому отвечавшему (к вам) Н.А.: Итак, мы видим, что образы предпочитаемых друзей и предпочитаемых будущих супругов отличаются. Как же тогда мы выбираем себе партнёра для построения семьи?

Психологи утверждают, что брачного партнера мы выбираем опираясь на образ собственных родителей.

Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

Или по принципу притяжения противоположностей.

Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

Н.М.: Так считают психологи, а как вы считаете, какие мотивы способствуют вступлению в брак, что побуждает, что движет человеком, решившим вступить в брак? /2 минуты на осуждение в группах/ ВЫВОД: Да вы все правы. Можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.

Н.М.: Мы понимаем, что создать семью, основанную на любви ….

– важно, но еще ведь важнее ее сохранить и быть счастливыми. А.В.: Счастье строят как дом из кирпичиков, идут к нему, преодолевая препятствия и сложности на пути. — Прочтем притчу Владимира Мегрэ.

Возможно, она подскажет нам секрет семейного благополучия.

— По ходу чтения найдите опорные слова и выражения, которые могут стать «тропинкой к семейному счастью». СЛАЙД ТРОПИНКА К СЕМЕЙНОМУ СЧАСТЬЮ без выводов Жили-были на свете обыкновенные муж и жена. Звали жену Елена, а мужа Иваном.

Возвращался муж с работы- садился в кресло у телевизора, газету читал. Жена его ужин готовила. Подавала мужу ужин и ворчала, что по дому он ничего не делает, денег мало зарабатывает.

Ивана раздражало ворчание жены. Но грубостью он ей не отвечал, лишь думал про себя: «Сама — лахудра неопрятная, а еще указывает.

Когда женился, совсем другой была — красивой, ласковой». Однажды, когда жена потребовала, чтобы Иван вынес мусор, он, с неохотой оторвавшись от телевизора, пошел во двор. Возвращаясь, остановился у дверей дома и мысленно обратился к Богу: — Боже мой!

Нескладная жизнь у меня сложилась. Неужто век мне весь свой коротать с такой женой ворчливой да некрасивой?

Это же не жизнь, а мучения сплошные.

И вдруг услышал Иван тихий голос Божий: — Беде твоей, сын Мой, помочь Я смогу: прекрасную богиню тебе в жены дать, но соседи изменения в судьбе твоей увидят, в изумление придут. Давай поступим так: твою жену Я буду постепенно изменять, вселять в нее дух богини и улучшать внешность.

Но только ты запомни, хочешь жить с богиней, жизнь и твоя достойною богини стать должна. —Спасибо, Боже. Свою жизнь любой мужик ради богини может поменять. Скажи мне только: изменения когда начнешь с моей женой творить?

—Слегка Я изменю ее прямо сейчас. И с каждую минуту буду ее к лучшему менять.

Вошел в свой дом Иван, сел в кресло, взял газету и вновь включил телевизор. Да только не читается ему, не смотрится кино.

Не терпится взглянуть — ну хоть чуть-чуть меняется его жена? Он встал, открыл дверь в кухню, стал внимательно разглядывать свою жену Елена вдруг почувствовала взгляд и повернулась к двери. Их взгляды встретились. Иван разглядывал жену и думал: «Нет, изменений никаких в моей жене не происходит».

Елена, видя необычное внимание мужа и ничего не понимая, вдруг поправила волосы, вспыхнул на щеках румянец.

— Что ты, Иван, так смотришь на меня внимательно? Муж: не придумал, что сказать, вдруг произнес: — Тебе посуду помочь помыть?

— Посуду? Мне помочь? —переспросила удивленная жена, снимая перепачканный передник, — так я ее уже помыла.

«Ну, надо же, как на глазах меняется, —подумал Иван, — похорошела вдруг»

. И стал вытирать посуду. На другой день после работы с нетерпением домой спешил Иван. Ох, не терпелось посмотреть ему, как постепенно в богиню превращают его ворчливую жену.

«А вдруг уже богини много стало в ней? А я по-прежнему никак не изменился.

На всякий случай, при-куплю-ка я цветов, чтоб в грязь лицом перед богиней не ударить».

Открылась в доме дверь, и растерялся завороженный Иван.

Перед ним Елена стояла в платье выходном, том самом, что он купил год назад. Он растерялся и неловко протянул цветы, не отрывая взгляда от Елены. Она взяла цветы , охнула и покраснела.

Охнул в свою очередь и Иван, увидев стол с приборами и свечами, горящими на столе. Когда они сели за стол, то Елена вдруг вскочила: — Прости, я телевизор для тебя забыла включить, а вот газеты свежие тебе купила. -Не надо телевизора, газеты тоже мне не хочется читать, все об одном и том же в них, — — искренне ответил Иван — ты лучше скажи, как день завтрашний хотела б провести?

Совсем опешив, Елена переспросила: — А ты?

— Я два билета в театр для нас купил.

Но днем нужно пройтись по магазинам. и платье для тебя купить достойное.

Чуть не сболтнул Иван заветные слова: «платье, достойное богини», смутился, на нее взглянул и снова охнул. Перед ним сидела за столом богиня. Лицо ее сияло счастьем, и глаза блестели.

«О Боже, как прекрасны все-таки богини!

А если хорошеет с каждым днем она, сумею ль я её быть достойным?

— думал Иван, и вдруг, как молния его пронзила мысль.

Надо просить ее и умолять ребенка от меня родить.». — О чем задумался, Иван, волненье вижу на твоем лице? — спросила Елена. А он сидел взволнованный, не зная, как о сокровенном.

сказать И шутка ли — просить ребенка у богини?! — Не знаю. Можно ли. Но я. сказать хотел. Давно. Да, я хочу ребенка от тебя, прекрасная богиня.

Елена подошла к мужу,. Из глаз, наполненных любовью, на алую щеку скатилась счастливая слеза. «Ах, ночь была! Ах, это утро!

Этот день! О, как прекрасна жизнь с богиней!» — думал Иван, одевая второго внука на прогулку.

/МИНУТУ НА ДОДУМЫВАНИЕ/ Итак, какие же тропинки к семейному счастью получились у вас? СЛАЙД ДАЛЬШЕ с выводами Итак, счастье семьи зависит от того, как супруги относятся друг к другу.

Н.М.: Семья — это одно целое и для сохранения гармонии в семье необходимо придерживаться определённых правил, заповедей.

Мы предлагаем вам обсудить в группах и составить семейный кодекс, правила, основанные на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы и оформить их на листах ватмана, как памятку для молодоженов, вступающих в брак. Например: Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт, любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья.

/ТРИ-ПЯТЬ МИНУТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ/ Н.М.: Отрадно видеть, что некоторые заповеди оказались общими для каждой группы, наверно они и являются главными. А вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи:

  1. Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене
  2. Не верит тот, кто сам обманывает
  3. Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга
  4. Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера
  5. «Прическа аккуратная и лента в волосах»
  6. Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах
  7. «Ребенка от меня родить»
  8. Будь другом друзей супруга
  9. Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера
  10. Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе
  11. Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай
  12. Решай вместе с человеком, а не вместо человека
  13. Решай вместе с человеком, а не вместо человека
  14. «Прикуплю — ка цветов»
  15. Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе
  16. Не давай советов, если тебя не просят
  17. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт
  18. Смейся вместе, а не над
  19. Будь другом друзей супруга
  20. «Стол с приборами»
  21. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт
  22. Смейся вместе, а не над
  23. Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай
  24. Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах
  25. Спеши сделать доброе дело и не жди награды
  26. «Помочь»
  27. Спеши сделать доброе дело и не жди награды
  28. Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе
  29. «Глаза, наполненные любовью»
  30. Не верит тот, кто сам обманывает
  31. «Семья – это социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, которая связана общностью быта и взаимной ответственностью»
  32. Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене
  33. Любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья Н.М.: Итак, становится понятным, что «Супружество — это искусство и его надо каждый день обновлять», как сказал Р. Тагор Что ж, наш урок подходит к концу, и мы предлагаем вам подвести небольшой итог сегодняшнего занятия. А подведем мы его вот таким небольшим стихотворением Н.М.: А семья – это дом, это двое и третий, И, быть может, четвертый, и пятый потом. Это теплые строки, в желанном конверте, Если машет разлука печальным крылом. Н.А.: А семья – это свет, что незримо и щедро Озаряет всю жизнь, и сопутствует нам. Это – творчество, где ни последних, ни первых, Где и радость, и горе – всегда пополам. А.В.: А семья – это все! Без неё холодеет Одинокая мысль, одинокая жизнь. Ничего не бывает на свете роднее. Ничего! Как ни думай и как ни храбрись Н.М.: -Желаем вам крепкой, настоящей семьи. ТРОПИНКА К СЕМЕЙНОМУ СЧАСТЬЮ Тенденции развития института семьи в Заволжском районе 2012г. Количество браков 2002 2013г. Количество разводов 2014г. 2030 1126 по ноябрь 1970 1133 1101 Тенденции развития института семьи в Заволжском районе В 2013г . 44% из числа разведенных пар имели семейный стаж от 1 до 5 лет 22% — от 15 лет 20% — от 6 до 10 лет 9% — от 11 до 15 лет 5% — до 1 года СЕМЬЯ – ЭТО………………. Если постройка , то что это? Если природное явление , то что это? Если стихия , то что это? Если цветок , то какой?
    • «Семья – это социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, которая связана общностью быта и взаимной ответственностью»

    Тропинка к семейному счастью … ШАГ 1 — ВЫБОР ПАРТНЕРА Результаты опроса среди девушек Порядок по значимости 5 Образ предпочитаемого партнера по общению Порядок по значимости 4 Ум 7 Образ желаемого супруга Чувство юмора 4 6 Ум Внешность и особенности телосложения 3 2 7 Чуткость, доброта.

    Чувство юмора Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) 5 Внешность и особенности телосложения 1 2 Чуткость, доброта.

    Отношение к опрашиваемой 6 Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) 1 Зрелость, ответственность 8 Отношение к опрашиваемой 3 Финансовая обеспеченность Зрелость, ответственность 8 Финансовая обеспеченность Результаты опроса среди юношей Порядок по значимости Образ предпочитаемой подруги 1 5 Порядок по значимости Чувство юмора, веселость 3 Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) 6 Образ будущей супруги Чувство юмора, веселость 2 Внешние данные 4 7 Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) 5 Ум Коммуникативные данные Внешние данные 4 6 Ум 7 Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т.

    д.) 2 Коммуникативные данные 3 Отношение к самому отвечавшему (к вам) Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) 1 Отношение к самому отвечавшему (к вам) Тропинка к семейному счастью … Шаг 2 — СВАДЬБА Тропинка к семейному счастью … Шаг 3 – СОХРАНЕНИЕ СЕМЬИ ТРОПИНКА К СЕМЕЙНОМУ СЧАСТЬЮ

    • «Помочь»
    • «Снимая перепачканный передник»
    • «Домой спешил Иван»
    • «Прикуплю — ка цветов»
    • «Прическа аккуратная и лента в волосах»
    • «Стол с приборами»
    • «Ребенка от меня родить»
    • «Глаза, наполненные любовью»
    • «О, как прекрасна жизнь с богиней!» – думал Иван, одевая второго внука
    • Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе
    • Решай вместе с человеком, а не вместо человека
    • Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера
    • Будь другом друзей супруга
    • Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай
    • Спеши сделать доброе дело и не жди награды
    • Не верит тот, кто сам обманывает
    • Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене
    • Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга
    • Смейся вместе, а не над
    • Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах
    • Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе
    • Не давай советов, если тебя не просят
    • Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт
    • Любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья

    «Супружество — это искусство и его надо каждый день обновлять» Р.

    Тагор Предмет: Категория: Целевая аудитория: 10 класс.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+