Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Каков был уровень развития древней еврейских племен и система управления

Каков был уровень развития древней еврейских племен и система управления

Ранняя история Древней Иудеи

5 февраляВ конце XIII в. до н.э. начинается переселение на запад кочевых семитских племен из Верхней Месопотамии.

Считается, что в их числе были и предки еврейского народа. Раннюю историю Древней Иудеи можно теперь изучать лишь по археологическим находкам и описывающим ее события библейским текстам, но степень достоверности последних в настоящее время невозможно установить научным путем.Евреи, как и другие семитские народы: арамеи и арабы, почитали своим далеким предком Авраама — пророка бога Яхве.

Яхве — это древнееврейское имя того же Бога, в которого верят христиане и мусульмане.

Поэтому в настоящее время Иудаизм, Христианство и Ислам, в основе которых лежит культ одного и того же Бога-творца, всецело управляющего миром, называются аврамическими религиями. Из сохранившихся до нашего времени аврамических религий еврейский Иудаизм — самая древняя, она существует уже много тысячелетий.Евреи считали себя потомками внука Авраама Иакова, его второе имя, упоминающееся в Библии — Израиль.Согласно Библии, первоначально евреи обосновались в Египте, где попали в рабство фараону и были тяжело угнетаемы.Бог Яхве услышал мольбы евреев о защите и приказал Моисею — представителю еврейского племени Левия, вывести их из Египта. После того как евреи покинули Египет, Моисей уединился на горе Синай, где Яхве ниспослал ему десять заповедей — нравственных правил, регулирующих отношения между членами еврейской общины.

Одна из заповедей гласила: «Не сотвори себе кумира», то есть, запрещала веру и поклонение относительно кого-то еще, кроме бога Яхве.

Единобожие является основополагающей концепцией в Иудаизме (как впоследствии в Христианстве и Исламе).

Через Моисея евреи заключили с Богом договор, что они будут исполнять все божественные законы и повеления, а Бог дарует им благодатную землю Ханаан (Палестина).Моисей умер перед самым вступлением своего народа в обетованную землю Ханаан, и евреи выбрали своим предводителем Иисуса Навина. Как уже говорилось, научно сейчас нельзя установить, насколько эти предания достоверны.

Но достоверно известно то, что около 1200 г. до н.э. на западе территории исторического Ханаана — степных и пустынных, частично гористых земель между побережьем Средиземного моря и реками Евфрат и Иордан, появилось 250 раскопанных археологами древнееврейских поселений. Это — самые древние еврейские поселения из обнаруженных к настоящему времени.До евреев земли Западного Ханаана были населены другими семитским народом — ханаанеями.

В борьбе с ханаанеями и набегами кочевников проходило становление древнееврейского могущества.

Многие ханаанейские племена, как гласит Библия, были вскоре поголовно истреблены евреями, поскольку оказывали плохое влияние на их религиозность.На земли Ханаана, кроме того, зарились хетты и Египет, а затем в Палестину вторглись филистимляне — представители так называемых «народов моря» — древнейшего населения Средиземноморья, переселявшегося на восток предположительно с Балканского полуострова и подвергавшего жестокому разграблению богатые восточные города.Первые поколения евреев в Палестине жили в условиях племенного союза. Согласно Библии, после смерти Иисуса Навина еврейский народ распался на двенадцать колен (племен), каждое из которых имело полную политическую независимость. Однако всебщим авторитетом пользовались так называемые судьи, толковавшие религиозный закон.

Под их влиянием ранние еврейские племена держались определенного единства, в особенности перед внешним противником.Эпоха судей продолжалась до XI в. до н.э. К концу ее еврейское религиозное знание пришло в упадок, распространились суеверия и нарушения религиозной морали, отчего еврейский народ оказался на грани гибели от рук окружавших его врагов, прежде всего, филистимлян. Однако затем уважаемый всеми судья Самуил призвал во избежание смут и беспорядка избрать единого правителя (царя) над всем еврейским народом.

Около 1029 г. до н.э. первым царем евреев был избран Саул (Шаул) из Вениаминова колена, который правил до 1005 г. до н.э. Началось формирование еврейской государственности.

Комментировать можно здесь: Еще по истории этого народа:Есливампонравилось, нажмите«лайк» и подпишитесьна наш канал. Спасибо, что дочитали до конца!

Хороших дней! Авторское право защищено ©Условия копирования на сайте.

Древнееврейское царство

20 мая 2018После того как пророк Моисей вывел 600 тыс. евреев из Египта, он 40 лет водил свой народ по пустыне, пока не сменилось три поколения, он ждал, пока умрут те, кто был рабом.

Именно не знавшим рабства поколениям евреев предстояло в длительной борьбе отстоять свое право на владение благодатной землей.Освободившись от египетского плена, евреи долго странствовали, прежде чем оказались в Палестине. Палестина – страна в долине реки Иордан, согласно библейскому преданию, обещанная евреям богом.

Чтобы закрепиться на этой земле, евреям пришлось вести длительные войны.XI в. до н.э. – возникновение царства Израиль.

Евреи становятся оседлым народом.Войны с филистимлянами. Ветхозаветные предания, относящиеся к этому периоду:Самсон и Далила: в Ветхом завете описан богатырь Самсон, который сражался с филистимлянами и которого никто не мог победить, пока он не открыл секрет – сверхъестественная сила сосредоточена в нестриженых волосах филистимлянке Далиле, которую полюбил. Далила предала Самсона, выдав его секрет филистимлянам.Давид и Голиаф: легенда о поединке юного пастуха Давида с великаном филистимлянином Голиафом, которого Давид убил камнем, пущенным из пращи.X в.

до н.э. – Давид завоевывает Иерусалим, который становится столицей древнееврейского царства.Саул – первый царь древнееврейского царства.

Правил в XI в. до н.э.Давид – второй царь древнееврейского царства. Правил в конце XI – первой половине X в.

до н.э. Давиду приписывается авторство ряда библейских текстов.Соломон – третий царь древнееврейского царства (965 – 928 до н.

э.). Построил Иерусалимский храм на горе Сион. Согласно легендам, Соломон обладал необыкновенной мудростью. Проект Энциклопедия о Соломоне.Период правления царя Соломона считается временем расцвета древнееврейского царства. После его смерти единое древнееврейское царство распадается на иудейское и израильское.Более 3 тыс.
После его смерти единое древнееврейское царство распадается на иудейское и израильское.Более 3 тыс.

лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну.

Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при помощи звука труб.В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами.

Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу (рис.

1). Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы.

Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем.

Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом.

Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.На рубеже XI–Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль (рис.

2). По преданию, основателем и первым царем был Саул.Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок.

Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову (рис. 3).После смерти Саула Давид стал царем (1005–965 гг.

до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.После Давида на престол вступил его сын Соломон. Правление Соломона (965–928 гг. до н. э.) называют «золотым веком» Древнееврейского государства.

Его считали мудрым правителем.

Библейские легенды повествуют о справедливом суде Соломона.

Однажды к нему обратились две женщины, у которых родились мальчики. Одна из них во сне нечаянно задавила ребенка и утром заменила его на живого ребенка соседки.

Каждая из женщин утверждала, что живой ребенок — именно ее сын. Соломон приказал охраннику разрубить малыша и отдать по половине каждой. Одна из женщин согласилась на это, а другая сказала: «Лучше отдайте ребенка ей, только не убивайте!».

Именно она и была матерью мальчика. С тех времен и пошло выражение «соломоново решение», что означает мудрое решение.Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены.

В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве (рис. 4). Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса.

Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве.

В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.В правление Соломона Иерусалим стал политической и религиозной столицей евреев.

История еврейской государственности

После разрушения Второго Храма во время Первой иудейской войны и подавления восстания Бар-Кохбы (64 г.

н.э.) еврейский народ , становясь на последующие две тысячи лет народом-изгнанником.

За две тысячи лет евреи расселились везде, прониклись обычаями окружающих их народов, постепенно стали говорить на их языках, подчинились их законам, а свои мысли о возвращении в родную землю оставили только в своих молитвах и обрядах. Разумеется, евреи не оставили и свято чтили её заповеди и традиции.

Они сохранили свою самобытность, создали в изгнании внутреннее общинное самоуправление, но о своей государственности им пришлось позабыть.

Любопытно, зачем еврейскому народу, который уже прочно обосновался на новом месте ещё со времён , создавать собственное государство. Любой правитель в древнем или средневековом мире, который допускал к себе в страну евреев, сразу предоставлял им широкую судебную автономию и право взимать налоги со своих единоверцев. Еврейская община чем-то напоминала небольшое государство в государстве, которое само могло решать многие внутренние проблемы без вмешательства властей.

Местная власть редко вмешивалась во внутриобщинные дела, однако она зорко следила за всем происходящим у своих еврейских подданных.

Таким образом, при подобном экономическом и политическом раскладе о создании хоть какого-то еврейского территориального образования не могло быть и речи. Разумеется, преследования были, и евреи постоянно страдали от притеснений, погромов и прочих форм ненависти, и даже изгнание и насильственное переселение с территории того или иного сюзерена нарушало их экономическую и религиозную деятельность.

Тем не менее, община, как монолит еврейского самоуправления, не разрушалась от этих потрясений. Наоборот, принимались новые раввинские постановления, а раввины каждой общины становились их духовными руководителями, и от их слова в жизнедеятельности еврейского населения очень многое зависело. Особую роль община уделяла еврейскому образованию детей и подростков.

Открывались учебные еврейские заведения за счёт общины, для которых нанимались преподаватели.

Разработана особая система внутреннего налогообложения среди населения. Межобщинные отношения могли закрепляться на различных раввинских собраниях и съездах.

Одним словом, еврейская государственность народа-изгнанника приняла иные формы, которые уникальным образом сохраняли в еврейском народе свою самобытность, но в то же время старались уживаться на чужой территории под суверенитетом правителей-иноверцев, чье отношение к пришлому еврейскому населению не всегда было дружелюбным. Не смотря на создание евреями в Европе и Азии периода средневековья своего общинного самоуправления, нашему народу приписывается создание некоторых т.н. еврейских государств. Ярким примером служит известный Хазарский Каганат (650-969 гг.

н.э.). Хазары – это племена тюркского происхождения, которые в 6-7 веках н.э. подчинили своей власти огромную территорию от Причерноморья до Каспия и создали на ней раннефеодальное государство. Около 8 века правители Хазарского каганата принимают иудаизм, и эта религия становится правящей.

На принятие этой религии, собственно, повлияло местное торговое еврейское население, прибывшее из Ирана. Разумеется, хазарские правители, каганы, способствовали распространению иудаизма на своей территории, строили дома учения, синагоги, однако крупной еврейской общины в Хазарии не было. Евреи не сильно переселялись в дикие степи Волги и Дона, и в Хазарии, в отличие от той же Испании, не проживал свет еврейской учености.

Да и сам иудаизм не сильно распространялся в этом тюркском племени. Многие хазарские племена и их вожди оставались при своих верованиях, а некоторые из них были мусульманами и христианами – и все они спокойно уживались в одном союзе. Территория Хазарии В отличие от христианских и мусульманских государств, чьи правители старались развивать религиозную мысль своих подданных-единоверцев, Хазарский каганат никаким образом не сыграл и не повлиял на развитие еврейской раввинской мысли, подобно происходящему в то время в Испании, Франции, Северной Африке, Месопотамии и Иране.

Не известен ни один раввин, знаток Торы или раввинской письменности, который был бы выходцем из Хазарского каганата. Известна переписка испанского царедворца Хасдая ибн Шапрута с хазарским царём Иосифом, который был знаменит своей приверженностью к исповедуемому им иудаизму. Известен и раввин Ицхак, который путешествовал в эту далёкую страну, и, по всей вероятности, и был тем еврейским мудрецом, который посоветовал кагану Булану принять еврейскую веру.

Это случилось примерно в 740 г.

н.э. Те евреи, которые проживали в Хазарии, пусть и в большом количестве, представляли собой торговую прослойку, которая была заинтересована в материальном обогащении, и сильно большой духовности еврейской мысли привнести не смогла. После падения Хазарского каганата, часть хазар принимает ислам и участвует в формировании кавказских народностей, другая часть переселяется в древнерусский Киев, где продолжает играть не последнюю роль при дворе киевских князей. По некоторым версиям, потомками иудейских хазар стали крымчаки и караимы в Крыму, горские евреи Кавказа, а также первая еврейская община Киева.

Общеизвестно, что хазары сыграли немалую роль в российской истории. К сожалению, многие российские и советские историки постоянно подчёркивали их негативную роль в отношении развития русской народности. Здесь, прежде всего, сыграл тот факт, что древнеславянские племена были данниками хазарских правителей (следует отметить, что к моменту их подчинения хазары были ещё язычниками), и, конечно же, юдофобская политика Российской империи и антиизраильская агитация внешней политики СССР.

На сегодняшний день, эта т.н.

«хазарская» идея продолжает жить в новом русле. Она стала символом правления «еврейского капитала» в России.

Следует понимать, что Хазария не была центром еврейской учености даже в самый пик своего развития, и воинственные хазары, покорившие древнеславянские племена, сделав их данниками, были на то время язычниками. Однако, по поводу истории еврейской государственности можно сделать вывод, что Хазария не являлась тем еврейским государственным образованием, которое было когда-то в Древней Иудее.

Это был тюркский племенной союз, верхушка которого исповедовала иудаизм.

Хазария не сыграла большой роли в развитии раввинской мысли, она не повлияла на экономическое состояние евреев в странах их рассеяния и, конечно же, не дала толчок к массовому переселению евреев на их территорию. Ныне, их потомки, в основной своей массе, исповедуют иные религии и никакого отношения к иудаизму не имеют.

Идентичной Хазарскому каганату является история девяти берберских княжеств VI-VII веков н.э., исповедовавших иудаизм до прихода арабских завоевателей – Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир. Их столкновения с арабами привело сначала к победам, а затем к полному поражению и покорению арабами всей Северной Африки. Ислам быстро вытеснил иудаизм, и победоносная борьба берберской правительницы Кахины бесследно канула в прошлое.

Подобно Хазарскому каганату, это были, прежде всего, берберские племена, принявшие иудаизм, и никакого большого влияния на еврейскую жизнь просто не оказали. Ещё один исторический пример еврейской государственности была Мехоза.

Это древний город в Месопотамии, населённый преимущественно евреями. Во времена правления Сасанидского Ирана, один из советников шаха по имени Маздак стал проводить политику общего имущества. Оно вызвало большое недовольство в разных процветающих областях Месопотамии, в результате чего было поднято восстание.

Интересен тот факт, что зачинщиками и активными предводителями восстания были два известных еврейских мудреца Мар Зутра и его внук.

Восстание охватило большую территорию, и около семи лет, до 502 г. н.э., под управлением Мар Зутры существовало настоящее еврейское государство.

Более того, по преданию, за Мар Зутрой, подобно Моше, всегда следовал облачный столб, что говорит о настоящем еврейском правителе в истинно еврейском государстве. К сожалению, восстание было жестоко подавлено, а Мар Зутра и его внук казнены в 502 году н.э. Еврейское население продолжало проживать на этих землях, и более никакой государственной еврейской идеи там не существовало.

Еврейское население продолжало проживать на этих землях, и более никакой государственной еврейской идеи там не существовало. Вавилонские евреи Здесь напрашивается следующий вывод: восстание Мар Зутры в Мехозе было всего лишь вооружённым выступлением еврейского населения против нового политического диктата монарха, и идею еврейской государственности не носило, хотя представляло собой религиозное течение, поддержанное местными раввинами. Кроме того, вызывающим любопытство было существование и еврейского государства на территории Йемена.

Оно называлось Химьяритским царством (около 110 до н.

э. — 599 г. н.э.), которым управлял легендарный еврейский правитель Зу Нувас. Это был бесстрашный царь, который покорил множество непокорных кланов и сильно препятствовал византийской торговле. При столкновении с флотом византийского императора Юстиниана, он погибает.

Еврейское государство Южной Аравии прекращает своё существование. Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук) Здесь нужно прояснить следующее: древние аравийские кланы до появления ислама тяготели к разным правящим в то время империям. Одни кланы тяготели к Византийской империи и под их влиянием становились христианами.

Другие под влиянием еврейской торговли из Месопотамии (Иран) принимали иудаизм и тяготели к Ирану. Между кланами и ранними государственными образованиями часто происходила междоусобная борьба, которая с развитием торговли и мореплавания в том регионе переросла в серьёзную политическую конфронтацию между двумя империями. Проирански настроенные иудаизированные кланы конкурировали с провизантийски настроенными христианствующими кланами.

Одной из точек подобных конфликтов стала Южная Аравия, где проходил морской путь из Европы в Индию.

Византия, пользуясь поддержкой христианских кланов в Аравии с одной стороны и рядом эфиопских князей с другой, пыталась установить свой контроль над этим важным торговым путём.

В то же время конкурировавшие с ними иудейские кланы Химьяритского государства, поддержанные Сасанидским Ираном, пытались овладеть этими землями.

Это и стало причиной антихристианской политики иудейского царя Химьяритского царства Иосифа Зу Нуваса, который очень жестоко обошёлся с непокорными христианскими кланами, полностью вырезав их население.

Именно его антихристианская, или антивизантийская, политика и повлияла на эфиопских правителей, склонив тех к принятию христианства, которое стало их государственной религией. В Южной Аравии ещё со времён Первого Храма существовала еврейская община, которая не была этнически связана с иудейскими племенами Аравии.

Царь Зу Нувас состоял в переписке с мудрецами Тверии, под влиянием которых он и принял иудаизм (этот факт подвергается сомнению), однако его государство, хоть и временно исповедовало иудаизм в качестве своей государственной религии, скорее всего, просто стало оплотом антивизантийского влияния проиранских кланов Южной Аравии, где иудаизм, вероятно, был просто политической окраской и идеологическим прикрытием в этом конфликте племён. С началом XIX века в умах многих еврейских мыслителей всё больше возникает идея создания политического образования для евреев со всего мира.

Они ссылались, прежде всего, на то, что подобное государство примет и защитит притесняемое еврейское население, дав им свободу и равноправие. Мордехай Мануэль Ноах, политический деятель США еврейского происхождения, выдвинул идею создать еврейскую колонию возле Ниагарского водопада под названием Арарат.

Он выкупил треть острова Гранд Айленд и получил возможность выкупить остальную часть у штата Нью-Йорк для заселения евреями. Будучи консулом США в Риге и Тунисе, он увидел притеснение евреев и пожелал создать для них убежище, и, подобно ковчегу Ноаха, он дал название новому еврейскому поселению Арарат. Мордехай Мануэль Ноах (14.07.17485 – 22.05.1851) Евреи не последовали его призыву и не переселились в Арарат.

Многие считали, что это коммерческий проект, и кто-то хочет просто заработать. М.Ноах обратился к известным тогда раввинам Англии, чтобы они побудили еврейское население к переселению в свободное государство.

Однако раввины ответили, что еврейское государство возможно только после прихода Машиаха, и создавать подобное политическое образование для евреев запрещено, ибо изгнание, в котором находятся евреи, требует жить и подчиняться правящим народам. Ответ раввинов М.Ноаху сделали своим лозунгом раввины еврейских общин, которые открыто выступили против и его идеи создания еврейского государства.

Эту же идею до сих пор подхватывают ультраправые ортодоксы, выступающие за уничтожение Государства Израиль.

Теодор Герцль (1860-1904) С возникновением сионизма появилось другое еврейское течение территориализм, чья задача была создать еврейское государство в любой точке земного шара. Идей было много. Даже сам Герцль на одном из Сионистских конгрессов предложил план заселения евреями Уганды. В XIX веке был предложен план еврейской колонизации Суринама (Южная Америка), а в ХХ веке среди французских властей возникла идея переселения евреев Европы на Мадагаскар.

Подобный план «Мадагаскар» витал в умах нацистского руководства перед принятием им окончательного решения еврейского вопроса.

Всё это были голословные и не состоявшиеся идеи создания еврейской государственности, которые были обречены на полный провал из-за отсутствия какого-либо понимания механизма осуществления подобной идеи. Конечно же, во всей этой исторической канве нельзя не упомянуть Биробиджанский проект советского руководства.
Конечно же, во всей этой исторической канве нельзя не упомянуть Биробиджанский проект советского руководства.

Создание еврейской автономии в непроходимой сибирской тайге не удалось по разным причинам, но именно здесь не было места главному, что было у евреев – Торе и заповедям, которые при коммунистическом режиме были поставлены вне закона.

Биробиджан, как и создание еврейских национальных сельсоветов и районов в Украине и Белоруссии, имели своей целью, прежде всего, создание советского политического субъекта для представителей еврейской национальности СССР. Единственным долговечным еврейским политическим образованием можно считать Государство Израиль, которое с 1948 года существует на исконной родине еврейского народа. История возникновения этого государства, политические предпосылки его создания, отношение раввинского авторитета к еврейскому политическому самоопределению на Ближнем Востоке, и, разумеется, его управление согласно Торе и заповедям – всё это требует серьёзной критики и может стать темой отдельной статьи.

На данном этапе, мы подошли к глобальному выводу о существовании еврейских государств за всю историю еврейского народа. Эти государства могли быть больше политическими образованиями иноверческих племён и народов, которые принимали иудаизм, но они не были этническими еврейскими государствами, которые бы стали эпицентром еврейской мысли, влияющим с точки зрения Торы и заповедей на все еврейские общины своего времени.

Наиболее уникальной с еврейской точки зрения проблемой является история еврейской общины, как автономии в рамках государства. Именно еврейская община и является главным элементом развития еврейского общества на протяжении всех веков. Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Подписаться

Государство и общество Древней Иудеи

Начальным пунктом собственно еврейской истории следует считать исход евреев из Египта под руководством Моисея. Писатели древности, прежде всего Иосиф Флавий, настаивая на невероятно большом историческом возрасте собственного народа, тем не менее вынуждены были признать, что настоящая история нерассеянных евреев начинается как раз с этого момента. Именно Египет для Флавия является начальным пунктом повествования.

С самого начала своего расселения, и это отметили Страбон (Страбон. География. XVI. II. 36) и сами евреи в 1-й Книге Царств, им пришлось столкнуться с загадочным народом филистимлян. От этнонима «филистимлянин» произошло название «Палестина».

Филистимляне имели более организованное общество, нежели кочевники- евреи. Поэтому царская власть была утверждена в Иудее по примеру соседних семитических огосударствленных племен.

Надо заметить, это нововведение на первых порах себя оправдало. Население Древней Иудеи подразделялось на несколько разрядов. Различались юридически свободные и несвободные (рабы). Среди юридически свободных особенно выделялись иудеи (отличительным признаком при этом было поклонение Единому Богу). Отказ от такого поклонения и переход к язычеству (а это происходило довольно часто, ввиду многократно превосходящего евреев но численности языческого мира) вел к изменению юридического статуса — такое лицо в независимости от национальности переходило в разряд иностранцев.

Отказ от такого поклонения и переход к язычеству (а это происходило довольно часто, ввиду многократно превосходящего евреев но численности языческого мира) вел к изменению юридического статуса — такое лицо в независимости от национальности переходило в разряд иностранцев.

Всего при расколе Иудеи и Израиля в разряд иностранцев перешло два племени евреев, так как они отказались поклоняться Яхве должным образом. Сами иностранцы являлись согласно постановлениям Моисея объектом разрешенной эксплуатации. В отношении них, например, разрешалось ростовщичество.

На них не распространялось положение о срочном характере кабального рабства. Вообще, книга Левит (Гл. 25: 44-46) предписывает евреям покупать рабов только из инородцев и иностранцев.

Третья книга Моисея — Второзаконие — устанавливала следующие правила в отношении иностранцев. Например, аммонитянин и моавитянин (и те и другие — семиты-автохтоны Ханаана) никогда не могли претендовать на то, чтобы, в конце концов, натурализоваться среди иудеев.

Идуменянин и египтянин, в отличие от остальных, могли получить права уже в третьем поколении (Второзак. 23:7-8). Иностранцы в Иудее пользовались определенными правами.

Все они, как полноправные иудеи, были равны перед законом.

«Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я, Господь, Бог ваш»

{Левит.

24:22). Иудеи древности, в отличие от современных, допускали даже прозелитизм:

«Всех тех, которые являются к нам со стороны и притом с желанием жить по нашим законам, он принимает сердечно, полагая, что близость является не только результатом общности происхождения, но и создается известным строем жизни во всей его целостности»

(Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. II. 28). Моисеево законодательство особо регулировало браки иудеев с иностранцами, прежде всего военнопленными.

Эти отношения регламентировались нормами Второзак. 21:11- 14, где приведен символический порядок совершения брачного ритуала с военнопленной: «пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленнические одежды, и живет в доме твоем. в течение месяца» {Второзак. 21: 12-13).

Положение левитов, священников у иудеев, рассмотрено в Библии весьма подробно. Во-первых, Ветхий Завет устанавливает порядок богослужения и совершения жертв, при этом он содержит своеобразную таксу оплаты труда левита, например: Левит. 6:29; 7:6,8 и т.д. Вообще, надо сказать, левитам принадлежала !/ю часть от каждой жертвы, принесенной во славу Яхве.

До реформы царя Иосии левитам запрещалось иметь какую-нибудь собственность, после реформы они такое право получили, см.: Иезекииль.

45: 4-5. Теперь левиты владеют участками земли, домами на них, правда, подобная собственность есть собственность священная, государственная. Оборот ее возможен только в среде левитов. Надо заметить, подобные постановления только развивали старую льготу левитов: право владеть землей только всем своим священным сословием {Левит.

25:34), а также право владеть домами в городах и право выкупать проданный дом в любой момент, что считалось в Иудее большой привилегией {Левит. 25:32). Помимо исполнения священных обязанностей, левиты судили суд вместе с судьями:

«И прийди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их и они скажут, как рассудить»

(Второзак.

17:9). Понятно, что роль священника на суде чисто вспомогательная, но важные сакральные преступления судят только они. Левиты были единственным разрядом населения в Древней Иудее, который был освобожден от военной службы (Кн. Чисел. 1:47). Священническое сословие в Иудее рано организовало собственное коллегиальное управление.

Во главе всех левитов сроком на год стоял так называемый первосвященник, при нем находился совет левитов — «Синедрион», учрежденный при первом Иудейском царе из династии Маккавеев, т.е.

в середине II в. до Р. X. Власть Синедриона была невероятно сильной, с ним считались как цари Иудеи, Израиля, как потом и римские наместники. Достаточно сослаться на пример осуждения Иисуса Христа Синедрионом во главе с первосвященником Каиафой. Правда, с другой стороны, в этом случае можно усмотреть не прямую власть Синедриона над римским прокуратором Понтием Пилатом, а банальную попытку шантажа, см.

знаменитое описание сцены суда: Иоанн. 19: 12-13. Каждый год первосвященник переизбирался Синедрионом.

С течением времени в среде левитов произошел раскол. Из них выделилось несколько сект, занимавшихся изучением и толкованием догматов иудаизма на собственный лад, например: фарисеи, саддукеи, ессеи и др.

(см. подробнее: Иосиф Флавий.

Иудейские древности. XVIII. I.

2). Ветхий Завет предъявляет чрезвычайно высокие требования к моральному облику левитов.

Их обязанности, повседневное поведение скрупулезно регламентированы.

Основную массу населения Древней Иудеи и Израиля составляли свободные общинники, перешедшие к оседлому земледелию и скотоводству. Подробных постановлений об общине в Библии мы не найдем, только лишь туманные намеки. Тем не менее, мы можем отметить следующее. Во-первых, постановления Библии, одновременно разрешающие и запрещающие куплю-продажу земли (Левит.

Во-первых, постановления Библии, одновременно разрешающие и запрещающие куплю-продажу земли (Левит. 25: 23). Эта книга объявляет землю Божьим достоянием, и значит, достоянием всего народа.

Следовательно, если народ делится на колена-племена, то земля объявляется достоянием данного колена и распределение ее происходит согласно жребию. Однако на этом регулирующая роль государства не заканчивается. Государство устанавливает так называемые юбилейные годы — каждый пятидесятый год, в который производится погашение всех обязательств и заложенные поля возвращаются их прежним владельцам (Левит.

25: 13). Во-вторых, известное требование Моисеева законодательства о запрете роста (Левит. 25: 35-36) и оказании поддержки соплеменнику расценено может быть расценено как требование вести общинный образ деятельности. Например, в следующем постановлении (Второзак.

24:19-21) говорится об обязанностях общины заботиться о неимущих своих членах: вдовах и сиротах. Им позволено собирать остатки урожая зерна, маслин и винограда с наделов общинников, обеспечивая тем самым себе пропитание:

«Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собой ветвей; пусть остается пришельцу и вдове»

(Второзак.

24:20). В-третьих, очень интересным выглядит постановление книги Левит о праве выкупа проданных земельных наделов близкими родственниками продавца. Право родового выкупа свидетельствует о родовом пока еще принципе владения землей. Однако основным субъектом хозяйствования выступает семья, и Библия говорит именно о семейном наделе, который подлежит выкупу.

Поэтому возникшее противоречие (семейная или родовая собственность) снимается через установление государством права выкупа и земельного передела в юбилейный год. Мы можем предположить, что в данном случае Библия отражает общую, но довольно позднюю (рубеж I тыс.

до Р. X.) практику ассиро-вавилонских царей по укреплению общины. Видя ее разрушение из-за долгового гнета, они не могли сделать ничего иного, как периодически объявлять моратории на проценты и долги и возвращать отобранные за долги наделы прежним владельцам. Моисеево законодательство, таким образом, как наиболее позднее из всех изучаемых нами (XIV—IV вв.

до Р. X.) отразило именно эту позднюю практику, которая незнакома ни кодексу Хаммураби (XVIII в.

до Р.X.), ни ассирийским законам (XV в.

до Р.Х.). В-четвертых, характер самой общины Древней Иудеи может быть определен нами как «клерикальный». В законах нет ни малейшего намека на регулирование каких-либо совместных угодий, как правило, на Востоке это источники орошения. Наоборот, в Древней Иудее вода была в избытке, что отмстил сам Страбон.

Кроме того, евреи преимущественно продолжали заниматься скотоводством.

Но если говорится, что: «Моя земля, вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Левит. 25: 23), или:

«Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст про- израстения свои, и дерева полевые дадут плод свой»

(Левит. 26:3-4), то это означает, что настоящим главой такого коллектива земледельцев является Бог или Его посредник между Ним и людьми.

Изначально такими посредниками были у евреев пророки, позже — цари, а еще чуть позже — первосвященники.

Хотя, собственно, до Саула — действительно общеиудейского царя мы встречаем здесь царьков отдельных колен (Вениаминова) — Иерооама и Абимилека. Последние возвысились на волне противостояния аммонитянам и филистимлянам.

Земли Вениаминова колена граничили с владениями филистимлян и, как следствие, их жители должны были всегда первыми принимать их удары.

Строгая жреческая иерархия в Иудее возникает ко времени пророка Иезекииля, до этого основную массу священнических обязанностей исполнял царь. Он даже имел некоторые сакральные права, так, раз в год он приносил жертву Богу за весь народ Израиля (Иезекииль 45: 22). Поэтому до избрания евреями царя пророки являлись духовными и светскими лидерами общества (1-я кн.

Царств 7: 16). После установления царской власти уделом пророков было только неформальное лидерство. Не случайно поэтому Библия — одна из немногих священных книг на земле, содержащих точное определение пророка. Важно при этом, что определение приводится в самой «юридической» части Ветхого Завета (Второзак.18: 19-22).

Вот оно:

«Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его»

(Вторзак.18: 22). Другая отличительная черта пророка — отсутствие бесноватости и т.п.

при произнесении пророчества, впрочем, это уже было установлено в евангельскую эпоху. Поэтому пророк, а не царь, считался главным руководителем народа в Израиле и Иудее. Израильское и Иудейское царства — это царства огосударствленных клерикальных общин.

И наконец, в-пятых, организация общины, судя по всему, хоть и имела родовую основу, но в то же время эта основа испытала на себе реорганизующую силу государства. Сама община, ее структура и особенно органы управления ею уже не совпадали с родовой системой управления:

«Поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным»

(Второзак.16:18).

То, что такая система начальствующих лиц может совпадать с системой старых родовых старейшин, ни о чем не говорит. Перед нами норма закона, устанавливающая порядок избрания самим народом своих начальников. Как это ни парадоксально, но гораздо больше места в Библии уделено юридическому статусу рабов, нежели свободных.

Рабы, как мы знаем, составляли в Иудее абсолютное меньшинство.

Труд их применялся в основном в домашнем хозяйстве. Именно употребление труда рабов в домашнем хозяйстве общинника и царя позволяет нам их подразделить на два общих вида: рабов частновладельческих и рабов царских (государственных).

Практической разницы в положении таких рабов, разумеется, не было. Но государственный (царский) раб мог занимать высокое положение в обществе, стать, например, управляющим хозяйства, как им стал раб царя Саула — Сива (см.

подробнее: 2-я кн. Царств. 9:1-12). В данном случае Восток практически ничем не отличается от Запада.

Ксенофонт, например, говорит:

«Когда тебе нужен управляющий, ты разузнаешь, нет ли где человека, способного к этой должности, и стараешься купить его»

(Домострой. 12, 3). Рабы рассматривались Моисеевым законодательством в качестве вещей — «серебра господина» (Исход. 21: 21). Рабы наследовались наравне с движимым имуществом.

Судя по формулировке стиха 17 гл. 20 кн. Исход, раб входит в необходимый инвентарный набор домашнего хозяйства: «Не желай дома ближнего твоего. ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Произвол господина в отношении раба ограничивался лишь частично.

Жизнь раба охранялась (Исходу 21: 20). Но хозяин освобождался от ответственности за смерть раба, если раб еще жил какое-то время после нанесения ему смертельных увечий — Исход.

21: 21; в этом можно видеть отсутствие у древнего законодателя критерия объективности вины.

Причинно-следственная связь в данном случае должна быть объективной, т.е. непосредственной — связывать два факта воедино желательно непосредственно, в одно и тоже время. Тогда только возможно наступление ответственности.

Это очень хороший пример неразработанности абстрактного инструментария древней законодательной техники. Вместе с тем Исход (21: 26) предписывал отпустить рабов на волю за нанесенные им тяжкие увечья:

«Если кто раба своего ударит в глаз или служанку свою в глаз и повредит его: пусть отпустит их на волю за глаз»

.

Моисеево законодательство, как неоднократно подчеркивалось выше, знает две формы рабства: вечное закабаление и срочное рабство. Эти формы имеют аналогии в законодательстве других семитических государств древности, прежде всего Вавилонии.

Форма вечного закабаления следующая: раба ставят перед судьями, заседающими у дверей храма, прокалывают рабу ухо, раб произносит обрядовую формулу (Исход.

21: 5, 6) — это все символы, позаимствованные из Кодекса Хаммураби. Срочная форма рабства имела в Иудее, в отличие от Вавилонии, не экономическое, а этническое содержание. В Вавилонии, как помним, человек отрабатывал свой долг в качестве раба три года, на четвертый его отпускали на волю.

В Иудее подобного рода институт имел общий характер:

«Если купишь раба еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром»

(Исход.

21: 2). На рабов распространялись правила иудаизма. Они приобщались к культу Яхве.

Им делалось обрезание (Быт. 17: 12-13). Они участвовали в празднованиях Пасхи (Исход. 12: 44). На рабов распространялся субботний отдых (Вто- розак.

5: 14). Рабы имели свой пекулий. Но владеть они могли им только до своего освобождения из рабства:

«Если же он даст из наследия своего кому-либо из рабов своих подарок, то это будет принадлежать ему только до года освобождения.»

(Иезекииль.

46: 17). Рабы (вечные) носили на правой руке татуировку в виде имени своего господина.

Главными источниками рабства в Иудее были:

  1. — покупка (Исход. 2:2; Экклезиаст. 2: 7 и др.);
  2. — преступление (в случае невозможности вору возместить нанесенный ущерб (Исход. 22:3).
  3. — плен (Чисел. 31: 26, 27), причем предпочитали брать только девственниц (Чисел. 31: 18);
  4. — рождение (Быт. 14: 14), ребенок от свободного наследовал статус матери;

Краткая история еврейского народа

23 мартаДобрый день!

Публикация посвящена истории древних евреев, а попутно разберемся: почему религия называется иудаизм.Слово «иудаизм» происходит от имени Иуды, но вовсе не от того, которого все знают и который предал Христа. Иуда — достаточно популярное еврейское имя, не раз встречающееся в Библии.

Для того чтобы понять кто он, придется немного углубиться в библейскую историю.Как я уже упоминала в об истории формирования иудаизма, религия евреев начинается с Авраама, заключившего договор — завет — с богом. О том, что Заказчик в лице бога Яхве, умножит потомков Авраама и приведет народ в Землю Обетованную — место, где они по преданию обретут счастье, а Исполнитель в лице Авраама и его потомков, будет выполнять божественные заповеди.

Сыновья и внуки Авраама стали родоначальниками колен израилевых — племен, составляющих народ.Ожидая прихода в Землю Обетованную, еврейское племя продолжало кочевать и, во время большой засухи, оказалось на территории Древнего Египта, где обосновалось и осталось жить лет на 400. Со временем их численность, видимо, достигла угрожающих размеров, потому что египетские фараоны стали относиться к ним с опаской, сделали их рабами, а один из них приказал убить всех младенцев мужского пола.

Именно в это время рождается пророк Моисей, который младенцем попадает в египетскую царскую семью и в ней воспитывается. Когда он вырос, то выполнил волю Яхве и вывел евреев из рабства.

После чего народ скитался по пустыне 40 лет, чтобы умерли все бывшие рабы и только свободные вошли в Землю Обетованную. В это время Моисей на горе Синай получает от Яхве 10 заповедей — приложение к договору Авраама, записанное на глиняных табличках.

1 И говорил Элоhим все слова сии, сказав:2 Я Йеhова, Элоhим твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.3 Да не будет у тебя других элоhим сверх Меня.4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею.5 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Йеhова, Элоhим твой, Элоhим-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня,6 И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.7 Не произноси имени Йеhовы, Элоhим твоего, попусту, ибо не пощадит Йеhова того, кто произносит имя Его попусту.8 Помни день субботний, чтобы святить его.9 Шесть дней работай и делай всякое дело твое;10 А день седьмой – суббота – Йеhове, Элоhим твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих.11 Ибо в шесть дней создал Йеhова небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Йеhова день субботний и освятил его.12 Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Йеhова, Элоhим твой, дает тебе.13 Не убивай.14 Не прелюбодействуй.15 Не кради.16 Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.17 Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.(Шемот 20:1-17)После смерти пророка евреи, под предводительством Иисуса Навина, захватывают территорию Палестины и переходят от кочевого образа жизни к оседлому. В новом государстве представители 12 колен получили свои территории, кроме левитов — служителей храма, которые подразделяются на коэнов — священников — это те, кто ведет свою родословную по мужской линии от Аарона — брата Моисея, и всех остальных.

Расцвет еврейской государственности наступает при царе Соломоне в X в до н.э. Тогда был построен знаменитый Иерусалимский храм, который известен только по описаниям.

Его строительство началось в 961 г. до н.э. и продолжалось 5 лет. Это так называемый “Первый храм”.

После смерти Соломона государство распадается на Иудею и Израиль. В VIII в до н.э. Израиль был захвачен Ассирией, жители 10 колен угнаны в плен и ассимилированы.

А Иудея, где остались колена Иуды и Вениамина — сыновей Иакова, стало единственным еврейским государством до вавилонского пленения в VI в до н.э. Слова “еврей” и “иудей” — житель Иудеи — в это время стали значить одно и тоже.

В современной терминологии все же есть различия и “еврей” — это представитель народа, а “иудей” — еврейской религии.Вавилоняне разрушили храм Соломона, который был восстановлен по приказу Кира Великого, после того как персы завоевали Вавилон. Это — “Второй храм”.Естественно, что евреи в это время благожелательно относились к персам и, соответственно, их религии – зороастризму.

Из него заимствуется учение о будущем приходе спасителя, о конце света и последней битве сил добра и зла (в иудаизме – Армагеддон), о Страшном суде и телесном воскресении, а также ряд других.Персидская империя пала под натиском Александра Македонского, а евреи оказались под греческим влиянием.

В I в. до н.э. храм перестроили по приказу царя Ирода I Великого. Размеры его были: в длину — 31 м, в ширину – 10 м и в высоту — 15 м. Вместе со всеми пристройками он занимал 52 м в длину и 27 м в ширину.

Храм был обнесен трехъярусным ограждением. Уже при его внуке Иерусалим стала частью Римской империи в 6 г. н.э., а второй храм был разрушен в 70 г.

римской армией во главе с будущим императором Титом Флавием во время подавления еврейского восстания. Сохранилась только западная стена, получившая название Стена плача.

Третий храм, согласно преданию, будет построен на месте двух предыдущих.В 135 году после очередного неудачного восстания против римлян, евреи были изгнаны из Иерусалима, а провинция Иудея переименована в Сирию Палестинскую. Так начался период диаспоры, т.е.

рассеяния по всему миру. Продлившийся вплоть до провозглашения в 1948 году независимого еврейского государства.О том, как евреям удалось сохранить свою национальную идентичность без государства, я расскажу в следующей публикации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+