Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Обгон транспортных средств

Обгон транспортных средств

Обгон транспортных средств

Обгон и опережение: отличия и наказания по ПДД

18 августа 2017Безопасность дорожного движения является первоочередной задачей, которую должны стремиться выполнить все его участники.Одним из главных критериев является выполнение требований правил дорожного движения. Несмотря на предельную простоту и точность в формулировании основополагающих тезисов этого нормативно-правового документа, нередко возникают неверные их неверные толкования. Как следствие, это ведёт к возникновению опасной ситуации.

В частности, часто можно сталкиваться с тем, что люди путают понятия обгона и опережения. Об этом и пойдёт речь далее.Для начала необходимо определиться с тем, что считается обгоном, а что опережением. Это позволит в значительной степени разграничить эти понятия.Обгоном признаётся такой манёвр во время движения транспортного средства, при котором водитель совершает выезд из занимаемой им полосы, совершает опережение движущегося впереди транспорта и возвращается на свою полосу.Опережение не связано с выездом на встречную полосу и производится в пределах своей полосы дороги.

Этот манёвр может быть не совмещён с выездом из своей полосы (если полос много) и никогда не связан с выездом на встречную полосу.

Кроме того, даже если опережение производилось с выездом из своей полосы, но в пределах проезжей части попутного движения, возвращаться на ранее занимаемую полосу не обязательно.Основным отличием обгона и опережения является именно выезд на полосу встречного движения, хотя оно и не единственное.

Здесь можно отметить, что обгон возможен исключительно слева от впереди идущего транспорта, а опережение может осуществляться, как слева, так и справа.Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что обгон является опережением в любом случае, но не всякое опережение является обгоном. Эти понятия следует максимально чётко разграничить, так как путаница может привести к серьёзным последствиям.Перед тем, как начинать производить манёвр обгона, водитель должен выполнить ряд простых, но обязательных правил.

Среди таких условий можно выделить следующие:

  1. Не допускается «обгон паровозом», то есть манёвр, при котором несколько транспортных средств совершают обгон его, следуя друг за другом.
  2. Перед началом обгона необходимо с помощью зеркал заднего вида визуально убедиться, что движущееся позади транспортное средство уже не начало манёвр обгона.
  3. Нужно включать соответствующие сигналы поворота перед началом любого маневрирования.
  4. Необходимо заблаговременно убедиться в том, что встречная полоса, на которую планируется осуществить выезд, свободна на достаточном для манёвра расстоянии. В идеале, впределах видимости встречного транспорта быть не должно, или же он должен находиться максимально далеко.
  5. Нужно убедиться, что выполнение манёвра не повлечёт создания помех иным участникам движения.

Что касается опережения, то здесь всё относительно проще.

Для манёвра достаточно пользоваться указателями поворота и руководствоваться здравым смыслом при соблюдении скоростного режима.Что касается того, какие санкции влечёт за собой нарушение правил дорожного движения в отношении манёвра «обгон», то на 2016 год предусматривается наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишения права на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.В заключение стоит добавить, что ПДД нельзя рассматривать частями.

Изучение документа таким способом возможно, но полное понимание свод правил приобретает при комплексном соблюдении их требований.Источник:

Обгон: как ПДД защищают обгоняющего, и почему им нельзя доверять

Что такое обгон?

Мы уже неоднократно упоминали определение обгона, но повторение правила лишним не бывает.

Согласно ПДД, обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Опережение без выезда на встречную полосу обгоном не является. Соответственно, обгон справедливо считается одним из самых опасных маневров, и в ПДД есть не один пункт, призванный обеспечить его безопасность.

Как правила защищают обгоняющего? Разумеется, планируя и выполняя обгон, водитель сам обязан позаботиться о собственной безопасности. Это требование тоже прямо указано в правилах: пункт 11.1 гласит, что

«прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения»

.

То есть намерение водителя выполнить обгон само по себе не дает ему никакого приоритета на дороге. Однако водитель, корректно начавший выполнение обгона, правилами уже оберегается.Прежде всего, пункт 11.3 прямо запрещает обгоняемому мешать обгону:

«водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями»

.

Это одно из базовых требований, позволяющее водителю выполнить обгон так, как он планировал.

Более того, с 2016 года в пункте 2.7 ПДД появился отдельный абзац, запрещающий опасное вождение. Оно, помимо прочего, включает в себя

«препятствование обгону, если указанное действие повлекло создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба»

. Правда, на момент написания материала отдельного наказания за опасное вождение не предусмотрено.Еще одно важное условие обеспечивает безопасность обгоняющего при самом сложном варианте – обгоне длинномеров.

Оно даже вынесено в отдельный пункт 9.11: вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Проще говоря, на загородных двухполосных дорогах водители грузовиков должны держать перед собой такую дистанцию, чтобы любой обгоняющий их мог безопасно встроиться обратно в свою полосу. Учитывая, что правила здесь не обговаривают обгон грузовиками друг друга, дистанция перед длинномером должна обеспечивать даже безопасный обгон другим грузовиком – то есть быть абсолютно достаточной для любого легкового автомобиля.

Правда, тот же пункт 9.11 содержит и исключения: требование поддерживать большую дистанцию не действует

«при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне»

.Если же транспортное средство движется по загородной дороге с маленькой скоростью, то ПДД предусматривают не только возможность безопасного обгона, но и возможность этого обгона избежать.

Пункт 11.6 указывает, что в случае, если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

При этом пункт 19.10 разрешает применить звуковой сигнал для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов – таким образом, водителю тихоходного транспортного средства можно посигналить, указывая на необходимость пропустить автомобили позади него.Отдельные пункты ПДД касаются обгона колонн велосипедистов и гужевого транспорта. Так, пункт 24.5 хоть и указывает, что при движении велосипедистов по правому краю проезжей части они должны двигаться только в один ряд, но допускает движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. При этом колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения, а для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров.

Для гужевых повозок, саней, верховых и вьючных животных пунктом 25.2 разрешено не только движение по правому краю проезжей части, но даже движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Однако правила движения колонны здесь те же, что у велосипедистов: колонны при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней), а для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров.

Почему нельзя доверять правилам при выполнении обгона?

Как мы видим, требований к водителям, которых обгоняют, в ПДД достаточно много, и они действительно призваны обеспечить безопасность обгоняющего. При одном важном условии: выполнении правил обгоняемыми водителями. Учитывая возможные последствия несоблюдения правил при обгоне, заботиться о себе вынужден прежде всего сам обгоняющий: оказаться на встречной полосе без возможности перестроиться обратно в свой ряд – одна из худших перспектив.К примеру, пункт 9.11 сам по себе уже содержит исключения, позволяющие водителям длинномеров не поддерживать достаточную дистанцию для возвращения в полосу после обгона.
Учитывая возможные последствия несоблюдения правил при обгоне, заботиться о себе вынужден прежде всего сам обгоняющий: оказаться на встречной полосе без возможности перестроиться обратно в свой ряд – одна из худших перспектив.К примеру, пункт 9.11 сам по себе уже содержит исключения, позволяющие водителям длинномеров не поддерживать достаточную дистанцию для возвращения в полосу после обгона.

И если участки с запретом обгона и транспортная колонна вопросов не вызывают, то понятие «интенсивное движение» в ПДД не регламентировано и определяется каждым водителем по-своему. То есть здесь есть возможность неоднозначной трактовки требований правил, способная вызвать проблемные ситуации на дороге.То же самое касается обгона колонн велосипедистов и гужевого транспорта.

Несмотря на прямое указание в правилах, регламентирующее положение этих участников движения на проезжей части, быть уверенным в соблюдении ими правил невозможно. Соответственно, приближаясь к колонне, нужно сначала по возможности выяснить размер колонны и наличие пространства между ее частями и все равно планировать обгон с поправкой на возможные изменения обстановки. Какое наказание предусмотрено для тех, кто мешает обгону?

Еще один аргумент в пользу того, что нельзя полностью полагаться на правила – это отсутствие наказания за нарушение большинства указанных выше требований.

Наказание за нарушение правил для обгоняющего , а вот обгоняемые штрафным санкциям практически не подвержены. Пока в КоАП не введено наказание за опасное вождение, фактически ненаказуемым оказывается даже нарушение пункта 11.3 ПДД, которое запрещает препятствовать обгону.

На этом фоне не стоит и говорить об отсутствии наказания для велосипедистов и водителей гужевых повозок, не соблюдающих правила организации колонны.

По сути, единственное возможное нарушение, за которое можно получить конкретное наказание – это

«невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения»

.

Оно зафиксировано отдельной частью 1.1 статьи 12.15 КоАП и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.Учитывая вышесказанное, водителям, планирующим обгон, стоит учитывать не только правила дорожного движения, которые их всячески защищают, но и возможные нарушения правил обгоняемыми водителями, а также их банальную невнимательность.
Оно зафиксировано отдельной частью 1.1 статьи 12.15 КоАП и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.Учитывая вышесказанное, водителям, планирующим обгон, стоит учитывать не только правила дорожного движения, которые их всячески защищают, но и возможные нарушения правил обгоняемыми водителями, а также их банальную невнимательность.

Перефразируя популярное выражение, можно сказать, что

«безопасность обгоняющих – дело рук самих обгоняющих»

.

Как правильно совершить обгон автомобиля?

Советы водителю

17 мая 2018Поездка по городу, дальняя поездка всегда сопровождается обгонами других автомобилей. Каждый водитель должен знать о правилах обгона, так как не правильный обгон может дорого стоит. Именно о правильном обгоне я и попытаюсь рассказать.

Вот, например, ситуация: впереди вас едет автомобиль, очень медленно едет, а дорога узкая.

Конечно же у вас возникнет желание обогнать его. На что первым делом вы обратите внимание?

Правильно — на отсутствие встречного авто и других препятствий.

Еще не маловажный момент, на который должен обратить внимание водитель — достаточное пространство впереди для обгона.

И последнее — убедиться в том, что сзади вас другие автомобили не начали обгон.

Очень важным в данном случае является обзор дороги со всех сторон и расположение вашего авто на дороге.

Вот несколько примеров для совершения обгона и кратких советов: 1.

Для того, чтобы совершить обгон, первым делом следует обратить внимание на зеркала заднего вида, чтобы позади вас отсутствовали другие автомобили, которые могут начать обгонять вас;2.

Далее необходимо включить левый указатель поворота, который будет сигнализировать позади едущим автомобилям о вашем намерении совершить обгон;3.

Перед тем, как начать обгон, следует сместиться на 1-1,5 метра влево, чтобы иметь хорошую видимость встречной полосы движения;4. Разгон лучше совершать на своей полосе движения, так вы будете меньше времени двигаться по встречной полосе движения во время обгона;5. Следует выбрать такую передачу, на которой ваш автомобиль будет быстро набирать скорость.

Но, следует учесть момент, когда необходимо мгновенно отказаться от обгона. Всякое бывает. «Тупость и решительно» — главные причины ДТП при обгоне.

Поэтому при обгоне другого авто будьте внимательны, в меру решительными и объективными, правильно и здраво оценивайте ситуацию впереди вас и, если есть малейшее сомнение, откажитесь от обгона! Жизнь дороже любой спешки!Также не забывайте о не менее важном моменте — начало обгона впереди едущего автомобиля за обгоняющим вас автомобилем.

То есть ситуация, когда вас начал обгонять автомобиль, а вы сразу же следуете за ним.

Такой способ применять лучше, если у вас уже есть опыт вождения и достаточно навыков управления авто. Если вы новичок — не испытывайте судьбу, особенно, если вы на незнакомой дороге или трассе. Наберитесь опыта, научитесь «читать» дорогу и затем уже начинайте совершать подобные маневры!

На этом у меня всё! Удачи на дорогах, не нарушайте ПДД! Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!

До новых встреч! .

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Что такое опережение? Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Когда опережение запрещено? Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД.

Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Разрешено ли опережение с правой стороны? Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами.

Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа».

При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары.

Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Какой штраф предусмотрен за некорректное опережение? Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф.

Рассмотрим их по порядку.Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит.

Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам <…> влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей». Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15:

«движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей»

.

Автошколадома ПДД онлайн

Для начала давайте вспомним, что такое ОБГОН.

Правила. Раздел 1.«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств,связанное с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. То есть обгон – это всегда выезд на встречку, а выезд на встречку разрешён Правилами только в следующих трёх случаях.

То есть обгон – это всегда выезд на встречку, а выезд на встречку разрешён Правилами только в следующих трёх случаях.

Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линией разметки. Либо это двухполосная дорога с комбинированной осевой линией разметки.

Либо это трёхполосная дорога с двумя продольными прерывистыми линиями разметки.

На таких дорогах, как вы уже знаете, средняя полоса может использоваться для обгона водителями обоих направлений. Общие принципы безопасности при выполнении обгона. Правила. Раздел 11. Пункт 11.1.Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

По сути, это требование Правил означает, что перед тем, как принять решение о возможности (или невозможности) обгона, водитель обязан проделать ёмкую аналитическую работу: 1. Необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля.

2. Необходимо оценить скорость встречного автомобиля и расстояние до него.

3. Необходимо оценить состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, скользкое). 4. Необходимо вспомнить о реальных динамических возможностях собственного автомобиля (насколько чутко он реагирует на педаль акселератора). Правила. Раздел 11. Пункт 11.2.Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство,движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
Правила. Раздел 11. Пункт 11.2.Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство,движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. Почему в показанной ситуации Правила запрещают Вам выполнить обгон?

1. Только потому, что Вас не видит водитель встречного автомобиля. 2. Только потому, что Вы сами не видит встречный автомобиль.

3. Одинаково опасно и то, и другое. Необходимо дождаться, пока коричневый автомобиль освободит встречную полосу, после чего принимать решение о возможности обгона. Более того, заботясь о безопасности, Правила запретили приступать к обгону уже с момента, как только едущий впереди включил левые указатели поворотов.

И об этом тоже сказано в пункте 11.2: Правила. Раздел 11. Пункт 11.2.Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево. Что он собирается делать, пока неясно.

То ли намерен приступить к обгону, то ли объезжает препятствие, то ли готовится к повороту налево. Но в любом случае с момента, как только он включил левые указатели поворота, вам приступать к обгону опасно, и потому Правилами запрещено.

Но и на этом пункт 11.2 не заканчивается: Правила.

Раздел 11. Пункт 11.2.Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, еслидвижущееся за нимтранспортное средство начало обгон.

Обратите внимание! – В пункте 11.2 Правил до сих пор речь шла о транспортном средстве, движущемся впереди вас.

И по Правилам тому, кто впереди вас, достаточно всего лишь включить левые «поворотники», чтобы запретить вам обгон. А вот тому, кто сзади вас, в соответствие с пунктом 11.2 одного этого недостаточно. Чтобы запретить вам обгон, водителю, движущемуся сзади вас, необходимо не только включить левые поворотники, но ещё и начать обгон!

И это логично! И вот почему. Водитель включает указатели левого поворота в следующих случаях: а). Перед тем, как приступить к обгону; б).

Перед тем, как приступить к объезду препятствия; в). Перед тем, как приступить к повороту налево; г). Перед тем, как приступить к развороту.

Если он впереди, то какая вам разница, что он собирается сделать – во всех случаях приступать к обгону нельзя.

Но если он сзади, тогда разница есть. Сейчас ваша задача – подождать и посмотреть, что он собирается делать.

Если он отстаёт и поворачивает налево или разворачивается, можете обгонять тех, кто едет впереди. Но если он наращивает скорость и смещается влево, значит, он собирается обогнать вас. В этом случае Правила обязывают вас повременить, подождать, пока он закончит свой обгон, и только после этого разрешено и вам приступить к обгону.

Комментарий к рисунку. Привыкайте потихоньку! – в зеркале заднего вида всё наоборот.

То, что на самом деле левое, в зеркале – правое. И картинка в зеркале будет именно такая, как у нас на рисунке. На экзамене в ГИБДД кому-то из вас достанется вот такая задача: Можно ли водителю легкового автомобиля начать обгон?

1. Можно. 2. Можно, если водитель грузового автомобиля А двигается со скоростью менее 30 км/ч. 3. Нельзя. Иногда я сталкиваюсь с тем, что некоторые из вас не понимают, о водителе какого автомобиля идёт речь. А речь идёт о водителе легкового автомобиля, зажатого на рисунке между двумя грузовиками.

Авторы этой задачи считают, что водитель едущего сзади грузовика не только включил указатели левого поворота, но уже и приступил к обгону (хотя из рисунка и из текста вопроса это не следует).

Но правильный ответ – третий.

Так что и вы считайте, что водитель грузовика уже приступил к обгону, иначе сделаете ошибку. Ещё один наиважнейший момент. Безопасность обгона зависит не только от действий обгоняющего, но и от действий обгоняемого.

Водитель, увидев, что его обгоняют, может «обидеться» (такое, к сожалению, бывает) и тоже нажмёт на педаль акселератора, не давая обгоняющему завершить обгон. А вот это по-настоящему опасно, а потому недопустимо! Правила сформулировали требования к водителю обгоняемого автомобиля следующим образом: Правила.

Раздел 11. Пункт 11.3.Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями. Обратите внимание! – Правила не обязывают водителя обгоняемого автомобиля уступать дорогу обгоняющему (например, когда обгоняющий возвращается на свою полосу).

Наоборот, это обгоняющий должен позаботиться, чтобы не «подрезать» обгоняемого. Другое дело, что обгоняемый не должен повышать скорость, когда его обгоняют.

Или, скажем, включать левые «поворотники», или смещаться влево, пугая обгоняющего.

Это, кстати, и в его интересах – если произойдёт ДТП, то всем мало не покажется (и обгоняющему, и обгоняемому). И об этом на экзамене вас тоже спросят (правда, без рисунка): Водитель обгоняемого транспортного средства: 1.Должен снизить скорость. 2. Должен сместиться как можно правее.

3. Не должен препятствовать обгону путём повышения скорости движения или иными действиями. Ну, а теперь самое главное – где обгон запрещён! Обгон, как и всякий манёвр, может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо самими Правилами.

Посередине проезжей части нанесена сплошная осевая линия разметки и, следовательно, любой выезд на полосу встречного движения запрещён.

Естественно, запрещён и обгон. Осевая линия может быть прерывистой, или её вообще может не быть, но установлен знак 3.20 «Обгон запрещён». То есть требования знака и разметки противоречат друг другу.

А в таких случаях, как вы уже знаете, водители обязаны выполнять требования знака.

Только следует помнить, что в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён» разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы, а также любые тихоходные транспортные средства.

Что такое двухколёсный мотоцикл или гужевая повозка, понятно каждому.

А что такое тихоходное транспортное средство? А тихоходное транспортное средство по Правилам – это транспортное средство, обозначенное соответствующим опознавательным знаком. На этом транспортном средстве нет никакого опознавательного знака и, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «ползло», обгон запрещён!

А вот теперь другое дело – на заднем борту опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство». И, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «летело», его можно обгонять и в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён». Помимо этого Правила содержат перечень мест, где обгон запрещён независимо от того, какая тут осевая линия.

1. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4.Обгон запрещён на пешеходных переходах. Если вы ещё не забыли, на пешеходных переходах категорически запрещёны разворот и движение задним ходом.

Точно так же на пешеходном переходе запрещён и обгон.

Причём тоже запрещён категорически, независимо от того, есть ли там пешеходы или нет. И это правильно из элементарных соображений безопасности – раз уж перед вами есть транспортное средство, оно обязательно, хотя бы частично, закрывает видимость пешеходного перехода. Вполне логично, что Правила категорически запретили обгон на пешеходном переходе.

Ну, а уж если есть хотя бы один пешеход, тогда о каком обгоне можно говорить. Сейчас оба водителя обязаны уступать дорогу пешеходу.

2. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4.Обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. И опять напоминаю вам – во всех перечисленных местах запрещены разворот и движение задним ходом.

Ну, и обгон на мостах и в тоннелях Правила тоже запретили, причём запретили категорически, без всяких оговорок.

3. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4.Обгон запрещён в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обращаю ваше внимание – обгон запрещён не вообще на подъёмах, а именно в конце подъёма!

То есть там, где обгон действительно опасен, поскольку видимость встречной полосы в конце подъёма очень даже ограничена. По той же причине Правила запрещают обгон и на других участках дорог с ограниченной видимостью.

При этом водители должны самостоятельно оценивать, что это за участок дороги, и какая тут видимость – ограниченная или нет. Приступая к обгону в конце подъёма, водитель красного автомобиля грубо нарушает Правила, рискуя жизнью (и не только своей).

Это не конец подъёма, и дорога видна хорошо на безопасном расстоянии. Но это так, если двигаться по своей (правой) полосе.

А если на этом участке приступить к обгону, то видимость сразу же станет ограниченной.

А точнее, видимость станет никакой.

Даже на открытой местности, если дорога поворачивает направо, обгоняемый автомобиль – это непрозрачный экран для водителя, совершающего обгон! А в таких условиях приступать к обгону смертельно опасно и потому Правилами запрещено.

В сборнике ГИБДД на эту тему имеется две задачки. С одной из них вы справляетесь легко – в конце подъёма обгон запрещён и, значит, правильный ответ – третий.

Разрешается ли Вам обогнать грузовой автомобиль в конце подъёма? 1. Разрешается. 2. Разрешается, если скорость грузового автомобиля не более 30 км/ч. 3. Запрещается. А вот здесь вы нет-нет, да ошибаетесь.

Да это конец подъёма, но обратите внимание на разметку!

В вашем направлении двеполосы движения, и перестраиваясь на левую полосу, вы не совершаете обгон. И, кстати, в тексте вопроса так и сказано: «… для ОПЕРЕЖЕНИЯ грузового автомобиля». А опережение Правилами не запрещено.

Нигде не запрещено, в том числе и в конце подъёма. Разрешается ли Вам в конце подъёма перестроиться на среднюю полосу для опережения грузового автомобиля? 1. Разрешается. 2. Разрешается только при видимости дороги более 100 м.

3. Запрещается. 4. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4.Обгон запрещён на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Правила совершенно оправданно хотят дисциплинировать транспортный поток, подъезжающий к железнодорожному переезду.

Уже за 100 метров до переезда водители обязаны прекратить всяческие обгоны и далее должны двигаться строго по своей половине проезжей части. И такой порядок необходимо соблюдать до тех пор, пока переезд не будет пройден! После переезда начинается обычный участок дороги, не содержащий каких-либо специальных ограничений на обгон.

К сожалению, Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что до переезда осталось 100 метров. По идее в этом случае водителей должна выручить дорожная разметка – за 100 метров до переезда осевая линия обязана быть сплошной.

Но разметка – дело ненадёжное.

Её попросту может не быть. И как тогда прикажете определять эти 100 метров?

В таком случае водители обязаны определять эти 100 м, что называется «на глаз». Но если установлены знаки «Приближение к железнодорожному переезду» (а они всегда должны быть), тогда у водителей есть вполне чёткий ориентир. Второй по ходу знак (с двумя красными наклонными полосами) всегда стоит на расстоянии минимум 100 метров до переезда.

Так что, если вы закончите всяческие обгоны до этого знака, точно не ошибётесь, выполняя требования Правил. И об этом на экзамене в ГИБДД вас обязательно спросят: Можно ли Вам начать обгон в населённом пункте?

1. Можно. 2. Можно, если обгон будет завершён до переезда.

3. Нельзя. Будьте внимательны! – в тексте вопроса сказано, что это населённый пункт.

А в населённых пунктах предупреждающие знаки треугольной формы устанавливаются за 50-100 метров до начала опасного участка. Так что, начиная с места установки этого знака, пока не минуете переезд, обгон точно запрещён! После переезда, пожалуйста – можете обогнать этот трактор.

Можно ли Вам обогнать трактор?

1. Можно. 2. Можно, если обгон будет завершён не ближе, чем за 100 м до переезда.

3. Нельзя. Знак «Приближение к переезду» с ТРЕМЯ красными полосками устанавливают на расстоянии 150-300 метров до переезда, и авторы этой задачки хотят выяснить, знаете ли вы это. То есть приступить к обгону можно, но только если уверены, что обгон будет завершён за 100 метров до переезда. 5. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4.

Обгон запрещён на регулируемых перекрёстках, а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

Обгон на перекрёстке – это отдельная тема, и она требует отдельного разговора.

Во-первых, необходимо помнить, что перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть перекрёстками равнозначных дорог и перекрёстками неравнозначных дорог. При этом любой перекрёсток – это концентратор опасности, и Правила вполне закономерно запретили заниматься обгоном на перекрёстках. Исключение сделано только для случая, когда водитель пересекает перекрёсток по главной дороге.

На перекрёстках продольные линии дорожной разметки разрываются, и, казалось бы, на самом перекрёстке ничто не мешает выехать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Но если водитель двигается по многополосной дороге, то на ней выезд на «встречку» с целью обгона запрещён вообще – и до перекрёстка, и на перекрёстке, и после перекрёстка. И в этом случае совершенно неважно, какой это перекресток (регулируемый, нерегулируемый, главная дорога, неглавная) – на многополосных дорогах выезд на полосу встречного движения с целью обгона или объезда запрещен на всём её протяжении!

Если дорога двухполосная, то выезд на встречку с целью обгона или объезда не запрещён и до перекрестка, и после перекрёстка. А как быть на самом перекрёстке?

Вот тут вопрос. Правила ответили на этот вопрос следующим образом: Если это регулируемый перекрёсток, тогда неважно, сколько на вашей дороге полос движения.

На любых регулируемых перекрёстках обгон запрещён Правилами! И это логично – перекрёсток делают регулируемым только в том случае, если здесь наблюдается интенсивное движение, а значит, на таком перекрёстке не до обгонов.

Если это нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, тогда нужно уступать дорогу тем, кто приближается справа. А если водитель пойдёт на обгон, он же ничего справа не видит! Вполне логично, что Правила запретили обгон на перекрёстках равнозначных дорог.

И уж тем более, если ваша дорога второстепенная! Сейчас нужно уступать дорогу и тем, кто справа, и тем, кто слева. Тогда о каких тут обгонах на перекрёстке можно говорить!

И только если ваша дорога главная, и осевая линия прерывистая, и встречная полоса свободна, можете обгонять и на перекрёстке, Правила не возражают. Заканчивая разговор про перекрёстки, мне хочется уберечь вас от возможных неприятностей. Дело в том, что, как правило, осевая ПРЕРЫВИСТАЯ линия перед перекрёстком становится СПЛОШНОЙ.

И если уж вы решились на обгон на таком перекрёстке, тогда должны выполнить его по траектории, показанной на рисунке. Если зацепите сплошную (всё равно, в начале или в конце обгона), это квалифицируется как выезд на встречную полосу в нарушение Правил!

Ну, и соответственно, 5000 рублей или лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Но это в жизни, а на экзамене с вами про это говорить не будут. На экзамене про обгон на перекрёстках вам предложат такие задачки: Разрешается ли обгон на перекрёстках?

1. Разрешается. 2. Разрешается только на регулируемых перекрёстках.

3. Разрешается только при движении по главной дороге на нерегулируемых перекрёстках.

4. Запрещается. Разрешён ли Вам обгон?

1. Разрешён. 2. Разрешён, если обгон будет завершён до перекрёстка. 3. Запрещён. Знак предупреждает вас о том, что через 150-300 м будет перекрёсток, и одновременно информирует – ваша дорога главная.

Следовательно, обгон разрешён не только до перекрёстка, но и на самом перекрёстке. Правильный ответ – первый. Можно ли Вам начать обгон? 1. Можно. 2. Можно, если обгон будет завершён до перекрёстка.

3. Нельзя. Знаки информируют – через 200 метров будет перекрёсток неравнозначных дорог, причём ваша дорога – второстепенная.

Так что, если успеете до перекрёстка, обгоняйте.

Опережение. Опережение и обгон, с точки зрения Правил, понятия схожие, но не идентичные.

Правила. Раздел 1.«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Правила. Раздел 1.«Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. То есть получается, что обгон это частный случай общего понятия опережение.

И этот частный случай Правила обособили, предложили не называть его опережением, а называть его именно ОБГОНОМ, и ОБГОНУ уделили максимум внимания (в частности ввели кучу ограничений на обгон), о чём мы с вами только что поговорили самым подробнейшим образом. Если дело происходит на многополосной дороге, и один двигается быстрее другого, то по Правилам это тоже опережение.

Только именно опережение, но не обгон. Обгон – это выезд на встречку, а здесь всё происходит в пределах своей половины проезжей части. И это тоже именно опережение, в данном случае связанное с перестроением на соседнюю полосу.

И Правилами это не запрещено нигде и никогда (ни на мостах, ни в тоннелях, ни на пешеходных переходах, ни на перекрестках). И это тоже в чистом виде опережение, и оно тоже не запрещено нигде и никогда. Хотя, виноват! Правила запрещают заниматься опережением в условиях интенсивного движения, когда все полосы данного направления плотно забиты транспортными средствами.

Перестроение, как таковое, не запрещено.

Но только с целью поворота или разворота, или если нужно припарковаться!

А вот перестраиваться с целью опережения в данной ситуации Правила запрещают. И это единственное ограничение, касающееся опережения. В экзаменационном сборнике ГИБДД есть такая задача: Можно ли водителю легкового автомобиля выполнить опережение грузовых автомобилей вне населённого пункта по такой траектории?

1. Можно. 2. Можно, если скорость грузовых автомобилей менее 30 км/ч. 3. Нельзя. Ответ очевиден – конечно, можно.

Правила не содержат никаких ограничений на опережение. При неинтенсивном движении опережение просто не запрещено Правилами!

Встречный разъезд. В любом месте любой дороги может образоваться локальное сужение проезжей части, например, из-за внезапно возникшего препятствия. Если это многополосная дорога, то объехать препятствие можно хоть справа, хоть слева, не выезжая на половину проезжей части встречного направления.

Если же дорога двухполосная, тогда объехать препятствия без выезда на встречку не получится (объезд по обочине стоит 1500 руб). И здесь не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что водитель, выезжающий на чужую полосу, должен уступить дорогу встречному автомобилю. Тем не менее, Правила сочли необходимым зафиксировать это очевидное требование: Правила.

Раздел 11. Пункт 11.7.В случае если встречный разъезд затруднён водитель, на стороне которого находится препятствие, должен уступить дорогу. А теперь представьте, что дело происходит на участке дороги с уклоном. Трогаться после остановки на подъёме существенно труднее, чем трогаться на спуске.

Правила учли это обстоятельство и уточнили требование пункта 11.7: Правила.

Раздел 11. Пункт 11.7.Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Обратите внимание! – это требование действует только если участок дороги обозначен знаками 1.13 «Крутой подъём» и 1.14

«Крутой спуск». В этом случае при затруднённом разъезде уступить дорогу должен тот, кто двигается вниз. И правильно – ему легче выполнить это требование.

В экзаменационном сборнике ГИБДД на эту тему имеется шесть задач. Все они однотипные и просты в решении. Покажу вам одну из них: В данной ситуации преимущество имеет: 1.

Легковой автомобиль, так как он движется на подъём. 2. Грузовой автомобиль, так как он движется на спуск.

3. Грузовой автомобиль, так как препятствие находится на полосе движения легкового автомобиля. Участок с уклоном, знак «Крутой подъём» есть – легковой автомобиль поднимаетесь, а грузовик спускается.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+