Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Особенности каждых субъектов федерации россии

Особенности каждых субъектов федерации россии

Особенности каждых субъектов федерации россии

Виды субъектов Российской Федерации

Федеративные государства могут строиться на трех основных принципах: территориальном, национальном и смешанном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения. Национальный принцип построения федерации предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту. При смешанном принципе построения федерации применяются и территориальный, и национальный критерии, т.е.

имеются субъекты, организованные и по двум указанным принципам. Российская Федерация – это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Три вида субъектов РФ организованы по национальному признаку.

Это – республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область. Другие три вида – края, области и города федерального значения – сформированы по территориальному признаку. Конституционно-правовой статус субъектов РФ построен на основе ряда конституционных принципов, предопределяющих его сущность и содержание.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ построен на основе ряда конституционных принципов, предопределяющих его сущность и содержание.

К ним относятся:

  1. – ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом России;
  2. – разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;
  3. – равноправие субъектов РФ;
  4. – государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается федеральными и региональными учредительными актами.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта.

Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы), которые не требуют утверждения со стороны федеральных органов государственной власти. Несмотря на то что субъекты РФ несуверенны по своему статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся следующие. 1. Наличие территории субъекта РФ.

Каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). На территорию субъекта РФ распространяется государственный суверенитет РФ, верховенство Конституции РФ и федеральных законов. Границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч.
Границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Изменение границ между субъектами РФ утверждает Совет Федерации Федерального Собрания РФ (ч.

1 п. «а» ст. 102 Конституции РФ).

Согласно Федеральному конституционному закону

«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»

образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдум заинтересованных субъектов РФ.

Начавшаяся в XXI в. реформа федеративных отношений в Российской Федерации привела к сокращению числа ее субъектов с 89 до 83, образованию в результате объединения новых субъектов РФ, что можно охарактеризовать как постепенное приближение к однопорядковым и равноправным субъектам в рамках федеративного государства.

2. Наличие собственной правовой базы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние в полном объеме осуществляют собственное правовое регулирование (ч.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние в полном объеме осуществляют собственное правовое регулирование (ч.

4 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их ведения, обладают верховенством на территории субъекта и обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами.

Конституция РФ в ч. 5 и 6 ст.

76 устанавливает гарантии верховенства федеральных законов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, действует нормативный акт субъекта РФ.

  1. 5. Наличие государственных символов и столицы (административного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные символы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.
  2. 4. Право устанавливать систему и структуру собственных органов государственной власти и определять их компетенцию. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ). В настоящее время принципы организации государственной власти в субъектах РФ определены в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации».
  3. 3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В ст. 73 Конституции РФ закрепляется принцип полноты власти субъекта РФ в пределах установленных полномочий, который заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии с Федеральными конституционными законами от «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном флаге Российской Федерации» гербы и флаги субъектов РФ не могут быть идентичны Государственному гербу РФ и Государственному флагу РФ. Последние не могут быть использованы в качестве геральдической основы для гербов и флагов субъектов РФ.

6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании.

В случае изменения его новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ). Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П новое наименование субъекта РФ включается в текст российской Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П новое наименование субъекта РФ включается в текст российской Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

До определения процедуры внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ свое наименование изменили следующие республики: Республика Горный Алтай была переименована в Республику Алтай, Марийская Республика – в Республику Марий Эл, Чувашская Республика – в Чаваш Республику, Якутская Республика – в Республику Саха (Якутия). После 28 ноября 1995 г. в ст.

65 Конституции РФ было включено новое наименование трех субъектов РФ: Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, Республика Северная Осетия – Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия – Хальм Тангч приобрела наименование Республика Калмыкия, в 2001 г. – изменила свое название Чувашия, а в 2003 г.

– Ханты-Мансийский автономный округ. Субъекты РФ различаются но юридической природе и по особенностям конституционно-правового статуса.

По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образует 21 республика в составе Российской Федерации.

Республики значительно отличаются друг от друга размером территории, численностью населения, уровнем социально-экономического развития.

Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс.

кв. км, а Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс.

кв. км, что в 44 раза меньше.

Население Республики Башкортостан более чем в пять раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз – население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния на конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, который определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

В соответствии с конституционными нормами статус российских республик характеризуется следующими чертами:

  1. 5) обладанием международной правосубъектностью, т.е. республики вправе выступать участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций;
  2. 2) наличием собственной правовой системы, которая состоит из конституции республики, республиканских законов и других нормативных правовых актов, принятых в пределах ее компетенции, а также из договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и другими субъектами РФ;
  3. 6) наличием своих государственных языков, государственной символики и столицы республики;
  4. 7) наличием полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению республики.
  5. 1) наличием собственной территории, которая может быть очерчена внутренней границей, отделяющей республику от других субъектов РФ, и внешней границей, отделяющей ее от иностранных государств. При этом внешняя граница одновременно является Государственной границей РФ. Согласно ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами могут быть изменены только с их согласия;
  6. 3) наличием собственных органов государственной власти, система которых определяется в соответствии с основами конституционного строя РФ, нормами Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и законодательством республики;
  7. 4) наличием республиканской собственности, включающей в себя землю, ее недра, леса, воды, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния;

Вторую группу субъектов РФ составляют края, области и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт- Петербург). Статус этих субъектов РФ определяется Конституцией РФ, федеральными законами и уставами соответствующих субъектов.

К характеристикам конституционно-правового статуса этой группы субъектов можно отнести:

  1. 6) наличие государственной символики и административного центра;
  2. 3) наличие собственной правовой системы, включающей устав, законы регионального уровня и иные нормативные правовые акты;
  3. 1) наличие собственной территории, границы которой нс могут быть изменены без их согласия;
  4. 7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению края, области, города федерального значения.
  5. 2) наличие собственных органов государственной власти;
  6. 4) наличие собственности;
  7. 5) данные субъекты являются участниками международных и внешнеэкономических связей;

Третью группу субъектов РФ образуют автономная область и автономные округа. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Автономный округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

В настоящее время в составе Читинской области находятся Агинский Бурятский автономный округ, Архангельской области – Ненецкий автономный округ, Тюменской области – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Статус автономных округов до заключения Федеративного договора и включения его положений в текст Конституции РФ регулировался Законом РСФСР от 20.11.1980 «Об автономных округах РСФСР». Статья 1 данного Закона определяла, какие из автономных округов входят в состав краев и областей, т.е. носила императивных характер.

носила императивных характер. Закон РСФСР от 15.12.1990 № 423-1

«Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»

предусмотрел, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область».

Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. Это конституционное положение послужило основанием для принятия Закона РФ от 17.06.1992 № 3056-1

«О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»

. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.05.1993 № 9-П по делу о проверке конституционности данного Закона Конституционный Суд РФ отметил, что развитие федеративных отношений в России

«осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением конституционного статуса субъектов Федерации»

.

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области совпадают с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения. Российская Федерация – яркий пример ассиметричной федерации. Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам.

Исходя из этого, задачей конституционно-правового регулирования выступает процесс перевода ассиметричной федерации в так называемую плоскую федерацию, которая характеризуется наличием однопорядковых в правовом и экономическом плане субъектов РФ.

Сколько субъектов в РФ на 2020 год

Подробности Категория: Города и страны Обновлено 10.01.2020 11:54 Просмотров: 21274 Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации. Сколько субъектов в РФ на 2020 год?

На данный момент насчитывается 85 субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.

Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов.

Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава. Перечень субъектов РФ Ниже приведен перечень существующих субъектов Российской Федерации.

В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.

ФлагГерб Республики 1 Адыгея 7792 ↗454 485 Майкоп 7 районов и 2 города 79 2 Алтай 92903 ↗218 858 Горно-Алтайск 10 районов и 1 город 84 3 Башкортостан 142947 ↘4 051 333 Уфа 54 района и 21 город 80 4 Бурятия 351334 ↘982 940 Улан-Удэ 21 район и 2 города 81 5 Дагестан 50270 ↗3 085 343 Махачкала 41 район и 10 городов 82 6 Ингушетия 3628 ↗497 356 Магас 4 района и 4 города 26 7 Кабардино-Балкария 12470 ↗865 978 Нальчик 10 районов и 3 города 83 8 Калмыкия 74731 ↘272 710 Элиста 13 районов и 1 город 85 9 Карачаево-Черкесия 14277 ↘465 664 Черкесск 10 районов и 2 города 91 10 Карелия 180520 ↘617 920 Петрозаводск 16 районов и 13 городов 86 11 Коми 416774 ↘830 381 Сыктывкар 12 районов и 8 городов 87 12 Крым[1] 26081 ↘1 912 071 Симферополь 18 районов и 16 городов 35[4][5] 13 Марий Эл 23375 ↘680 509 Йошкар-Ола 14 районов и 4 города 88 14 Мордовия 26128 ↘795 579 Саранск 22 района и 7 городов 89 15 Саха (Якутия) 3083523 ↗967 522 Якутск 33 района и 5 городов 98 16 Северная Осетия — Алания 7987 ↘699 204 Владикавказ 8 районов и 1 город 90 17 Татарстан 67847 ↗3 898 700 Казань 43 района и 14 городов 92 18 Тыва 168604 ↗324 537 Кызыл 17 районов и 2 города 93 19 Удмуртия 42061 ↘1 507 452 Ижевск 25 районов и 5 городов 94 20 Хакасия 61569 ↘536 200 Абакан 8 районов и 5 городов 95 21 Чечня 15647 ↗1 458 401 Грозный 17 районов и 5 городов 96 22 Чувашия 18343 ↘1 223 524 Чебоксары 21 район и 9 городов 97 Края 23 Алтайский край 167996 ↘2 333 762 Барнаул 60 районов и 11 городов 1 24 Забайкальский край 431892 ↘1 065 969 Чита 31 район и 5 городов 76 25 Камчатский край 464275 ↘314 870 Петропавловск-Камчатский 11 районов и 2 города 30 26 Краснодарский край 75485 ↗5 647 652 Краснодар 37 районов и 15 городов 3 27 Красноярский край 2366797 ↘2 872 635 Красноярск 54 района и 19 городов 4 28 Пермский край 160236 ↘2 610 476 Пермь 33 района и 14 городов 57 29 Приморский край 164673 ↘1 903 289 Владивосток 22 района и 12 городов 5 30 Ставропольский край 66160 ↘2 795 431 Ставрополь 26 районов и 10 городов 7 31 Хабаровский край 787633 ↘1 321 454 Хабаровск 17 районов и 6 городов 8 Области 32 Амурская область 361908 ↘793 627 Благовещенск 20 районов и 7 городов 10 33 Архангельская область[6] 589913 ↘1 144 393 Архангельск 20 районов и 8 городов (с НАО) 11 34 Астраханская область 49024 ↘1 014 374 Астрахань 11 районов и 3 города 12 35 Белгородская область 27134 ↘1 547 788 Белгород 21 район и 6 городов 14 36 Брянская область 34857 ↘1 199 951 Брянск 27 районов и 5 городов 15 37 Владимирская область 29084 ↘1 365 384 Владимир 16 районов и 10 городов 17 38 Волгоградская область 112877 ↘2 507 831 Волгоград 32 района и 6 городов 18 39 Вологодская область 144527 ↘1 167 793 Вологда 26 районов и 4 города 19 40 Воронежская область 52216 ↘2 327 703 Воронеж 32 района и 15 городов 20 41 Ивановская область 21437 ↘1 003 835 Иваново 21 район и 6 городов 24 42 Иркутская область 774846 ↘2 398 617 Иркутск 33 района и 14 городов 25 43 Калининградская область 15125 ↗1 002 114 Калининград 13 районов и 6 городов 27 44 Калужская область 29777 ↘1 009 996 Калуга 24 района и 4 города 29 45 Кемеровская область 95725 ↘2 673 796 Кемерово 19 районов и 18 городов 32 46 Кировская область 120374 ↘1 272 233 Киров 39 районов и 5 городов 33 47 Костромская область 60211 ↘637 145 Кострома 24 района и 8 городов 34 48 Курганская область 71488 ↘834 666 Курган 24 района и 9 городов 37 49 Курская область 29997 ↘1 106 945 Курск 28 районов и 5 городов 38 50 Ленинградская область 83908 ↗1 846 913 Санкт-Петербург[7] 17 районов и 20 городов 41 51 Липецкая область 24047 ↘1 143 749 Липецк 18 районов и 2 города 42 52 Магаданская область 462464 ↘141 033 Магадан 8 районов и 2 города 44 53 Московская область 44329 ↗7 596 336 Москва[8], правительство в Красногорске 38 районов и 56 городов 46 54 Мурманская область 144902 ↘748 099 Мурманск 5 районов и 13 городов 47 55 Нижегородская область 76624 ↘3 214 375 Нижний Новгород 48 районов и 12 городов 22 56 Новгородская область 54501 ↘600 382 Великий Новгород 21 район и 3 города 49 57 Новосибирская область 177756 ↗2 793 278 Новосибирск 30 районов и 7 городов 50 58 Омская область 141140 ↘1 944 546 Омск 32 района и 6 городов 52 59 Оренбургская область 123702 ↘1 962 860 Оренбург 35 районов и 12 городов 53 60 Орловская область 24652 ↘739 327 Орёл 24 района и 3 города 54 61 Пензенская область 43352 ↘1 317 535 Пенза 28 районов и 5 городов 56 62 Псковская область 55399 ↘629 659 Псков 24 района и 2 города 58 63 Ростовская область 100967 ↘4 203 634 Ростов-на-Дону 43 района и 16 городов 60 64 Рязанская область 39605 ↘1 114 312 Рязань 25 районов и 4 города 61 65 Самарская область 53565 ↘3 183 729 Самара 27 районов и 10 городов 36 66 Саратовская область 101240 ↘2 440 814 Саратов 38 районов и 13 городов 63 67 Сахалинская область 87101 ↘489 380 Южно-Сахалинск 17 районов и 9 городов 64 68 Свердловская область 194307 ↘4 316 264 Екатеринбург 30 районов и 34 города 65 69 Смоленская область 49779 ↘942 786 Смоленск 25 районов и 2 города 66 70 Тамбовская область 34462 ↘1 015 369 Тамбов 23 района и 7 городов 68 71 Тверская область 84201 ↘1 269 182 Тверь 36 районов и 12 городов 28 72 Томская область 314391 ↘1 077 796 Томск 16 районов и 6 городов 69 73 Тульская область 25679 ↘1 478 777 Тула 23 района и 9 городов 70 74 Тюменская область[9] 1464173 ↗3 724 538 Тюмень 38 районов и 26 городов (с ХМАО и ЯНАО) 71 75 Ульяновская область 37181 ↘1 238 596 Ульяновск 21 район и 6 городов 73 76 Челябинская область 88529 ↘3 475 823 Челябинск 24 района и 23 города 74 77 Ярославская область 36177 ↘1 259 935 Ярославль 17 районов и 11 городов 78 Города федерального значения 78 Москва 2561 ↗12 630 289 Москва 12 административных округов 45 79 Санкт-Петербург 1403 ↗5 381 736 Санкт-Петербург 18 районов 40 80 Севастополь[1] 864 ↗443 119 Севастополь 4 района 67[5][10] Автономная область 81 Еврейская АО 36271 ↘159 955 Биробиджан 5 районов и 1 город 99 Автономные округа 82 Ненецкий АО[6] 176810 ↘43 792 Нарьян-Мар 1 район и 1 город 11 83 Ханты-Мансийский АО — Югра[9] 534801 ↗1 664 089 Ханты-Мансийск 9 районов и 14 городов 71 84 Чукотский АО 721481 ↘49 222 Анадырь 8 районов и 1 город 77 85 Ямало-Ненецкий АО[9] 769250 ↗542 065 Салехард 7 районов и 8 городов 71 Российская Федерация[11] 17125191 ↘146 793 744 Москва Современное федеративное устройство России Особенности статуса субъектов федерации Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации.

В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения. Присоединение Крыма к Российской Федерации, в результате которого были образованы 2 новых субъекта Российской Федерации (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), не получило международного признания. Республика

  1. статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);
  2. вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).
  3. охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5);

Край, область, город федерального значения

  1. статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

Автономная область

  1. может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
  2. статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

Автономный округ

  1. отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)[3].
  2. может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
  3. статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

Распределение субъектов федерации по типам Ниже приводятся о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.

22 республики[1] 9 краёв 46 областей 3 города федерального значения[1] 1 автономная область 4 автономных округа Коды субъектов федерации Основная статья: Коды субъектов Российской Федерации Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей. Другие особенности территориального устройства России Группировки регионов России Субъекты Российской Федерации группируются в:

  1. 5 судебных апелляционных округов
  2. 10 арбитражных судебных округов
  3. 8 природных районов[13];
  4. 9 кассационных судебных округов
  5. 4 военных округа (до 2010 года — 6);
  6. 12 экономических районов;
  7. 8 федеральных округов (до 2010 года — 7, в 2014—2016 годах — 9);
  8. 11 часовых поясов (в 2010—2014 годах — 9).
  9. 10 географических районов;

История российского федерализма См. также: История конституции России и История административно-территориального деления РСФСР Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований[14]).

В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года.

В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов.

С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Крыма к России субъектов Российской Федерации стало [1]. Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР См. также: Список упразднённых и переименованных регионов Российской Федерации 1990-е годы

  1. Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  2. С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  3. Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая 1991 года — АССР) стали республиками.
  4. Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  5. Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  6. Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская преобразованы в республики.
  7. Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.
  8. Города республиканского подчинения РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы в города федерального значения.
  9. С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  10. 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерии») подписали федеративный договор, разграничивший полномочия федерального центра и региональных органов власти, позднее федеративный договор был включён в действовавшую конституцию[15]. Татарстан 15 февраля 1994 года после длительных переговоров подписал двусторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения между федеральными и республиканскими органами власти[16].

2000-е годы Основная статья: Объединение регионов России

  1. 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край.

    Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.

  2. 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край.

    Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года[17].

  3. 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов.

    Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.

  4. 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов.

    Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.

  5. 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов.

    Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.

2010-е годы

  1. 1 июля 2012 года территория города Москвы увеличена в 2,4 раза за счёт сопредельных районов Московской области.
  2. 18 марта 2014 года на Крымском полуострове были образованы Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Будущее федеративного устройства России Перспективы дальнейшего укрупнения регионов Основная статья: Объединение регионов России § Проекты объединения регионов, по которым заявлялись проведение референдума и мероприятия по интеграции Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены. Порядок расширения Российской Федерации Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ

«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»

, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ[18][19].

На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой[20], а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав[18]) был отозван из Государственной думы инициаторами[21] в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами[22][23]. Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях.

Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию. После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России[24].

Материал из Википедии — свободной энциклопедии TwitterНравится Комментарии Обновить список комментариевRSS лента комментариев этой записи Добавить комментарий Имя (обязательное)

Обновить Отправить Отменить

Состав субъектов РФ, их статус и общая характеристика

Состав субъектов РФРоссийская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):

  1. городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
  2. областей;
  3. автономной области;
  4. республик;
  5. автономных округов.
    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.
  6. краев;

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.Статус субъектов РФКонституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами.

Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

.Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци­ей РФ, изменения гл.

3 — 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  • Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  • Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  • Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  • Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  • Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  • Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  • система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  • Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.
  • Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Особенности правового статуса республик

  • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.
  • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.
  • только республики вправе принимать свои конституции;

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто неОбщая характеристика субъектов РФПринципы определения полномочий органов государствен­ной власти субъекта РФ достаточно просты:

  • система орга­нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, установленных федеральным законом.
  • Общие вопросы
  • Конституционное право
  • Практика
  • История государства и права зарубежных стран
  • Жилищное право
  • Соглашение об использовании cookie-файлов
  • Конкурентное право
  • Земельное право
  • Гражданское процессуальное право
  • Понятия
  • Пользовательское соглашение
  • возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за­долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза­тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко­дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ­екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан­совая администрация);
  • в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез­вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе­деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
  • при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре­доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель­ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при­нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).
  • система орга­нов власти должна соответствовать основам консти­туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода­тельной, исполнительной и судебной);
  • История Отечества (Россия)
  • Статьи
  • Гражданское право (ч.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+