Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Размер квоты для приема на работу инвалидов

Размер квоты для приема на работу инвалидов

Размер квоты для приема на работу инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов: особенности и порядок организации, последние новости и законопроекты

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата. «Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы).

Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

От чего зависит количество мест для инвалидов:

  • Среднесписочный показатель.
  • Применяемый в регионе процентный показатель.

Приём инвалидов вменен в обязательства, но руководители не должны целенаправленно искать подобных претендентов. Это значит, что заполнить подготовленные и рассчитанные квоты для трудоустройства инвалидов разрешено по факту обращения таких лиц. При отсутствии на момент обращения подходящих мест организация просто вынуждена подготовить и предоставить их.

Основная категория работников, для которых гарантируется предоставление квоты — это инвалиды. Причем данная гарантия предоставляется им на федеральном уровне. Соискатели могут обратиться к работодателю либо самостоятельно, либо после получения направления от центра занятости.

В первом случае для подтверждения своего статуса они должны предоставить определенные документы, а именно:

  1. индивидуальную программу реабилитации инвалида.
  2. справку медико-социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности;

Без этих документов работодателю бывает сложно определить принадлежность соискателя ко льготной категории, поэтому трудоустраивать его на квотируемую должность он не обязан. Если инвалидность подтверждена и инвалид принят в штат, порядок его оформления на работу ничем не отличается от общих случаев.

Направление от центра занятости также возможно, поскольку работодатель обязан ежемесячно предоставлять туда отчет о наличии свободных мест и выполнении квоты.

В этом случае для получения направления инвалиду необходимо, прежде всего, встать на учет в качестве безработного. Стоит учесть, что в большинстве случаев инвалидам требуется организация особых условий работы, которые соответствуют их программам реабилитации. Также работодатель должен соблюдать и другие законодательные гарантии, предусмотренные для таких работников: установить специальное оборудование, организовать сокращенную продолжительность рабочего времени, предоставлять дополнительный бесплатный отпуск и т.

п. Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий.

К ним относится:

  1. В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  2. Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  3. Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  4. Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  5. Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие. К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости.

В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов. В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  1. Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.
  2. Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  3. Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.
Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов.

Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  • Экономическая база.
  • Правовое регулирование.
  • Организационная основа.

Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:

  1. 35-100 персон — до 3 %.
  2. при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;

Организации, которые подвергаются требованиям:

  1. частные.
  2. государственные/муниципальные;

Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка.

Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников. Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.

«Информация Минтруда и Соцзащиты РФ от 13.05.19 года утверждает, что с 2021 по 25 годы планируется проведение эксперимента по реализации прав инвалидов, претендующих на квотируемые рабочие места»

.

В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2018 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская.

Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам. Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов. Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.

На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:

  1. разработка стажировок для граждан без опыта;
  2. мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
  3. контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
  4. совершенствование рабочих мест;
  5. поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.

Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.

Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:

  • Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.
  • Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
  • Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.

Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям. Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов.

Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент.

При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения.

Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты»

.

С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ, документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:

  • зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
  • обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
  • подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
  • информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.

В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.

Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).

Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом: Штатная численность работников, чел.Норматив квоты (%) 35-100 до 3,0 100 и более 2,0-4,0 Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.

Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности. Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.

Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.

Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:

  1. общественные организации инвалидов (ООИ);
  2. предприятия, созданные ООИ.
  3. незначительная численность штата;

Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение. Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода.

Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке. Для определения мест по квоте применяется следующая формула: Численность сотрудников по штатному расписанию x норматив, установленный в законодательном акте При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека. Приведем пример расчета: Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).

Применяется норматив, установленный региональной властью. 132 ед.* 0,03 = 3,96 Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов. Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями.

Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце. ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов. В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:

  1. 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  2. 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2021 года: Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц Июль 2021 3 – 102 3 сотрудника были приняты на работу 15.07.2020, период работы – 17 календарных дней Август 2021 – – 105 Сентябрь 2021 – – 105 Октябрь 2021 – 10 95 10 сотрудников были уволены 07.10.2020, период работы – 6 календарных дней Ноябрь 2021 – – 95 Декабрь 2021 8 – 95 8 сотрудников были приняты на работу 10.12.2020, период работы – 22 календарных дня Рассчитаем среднюю численность работников «Монолита» и квоту для трудоустройства инвалидов: Отчетный период Расчет средней численности работников Квота для приема на работу инвалидов Расчет количества инвалидов в целях выполнения квоты Июль 2021 (102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,64 3,5% 103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека) Август 2021 105 * 31 / 31 = 105 3,5% 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) Сентябрь 2021 105 * 30 / 30 = 105 3,5% 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) Октябрь 2021 (95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,94 2,5% 96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека) Ноябрь 2021 95 * 30 / 30 = 95 2,5% 95 * 2,5% = 2,38 (3 человека) Декабрь 2021 (95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,68 3,5% 100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека) Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила. Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы. Мероприятия 1 Определить – имеется ли у компании обязанность для бронирования мест по квотам.

Для этого потребуется изучить федеральные и региональные законы и другие нормативные акты. За их несоблюдение к организации применяются внушительные штрафные санкции.

2 Рассчитать размер квотируемых мест по утвержденным нормативам. Для этого используется штатное расписание, а не фактическая численность работников. 3 Разработать и издать на предприятиях локальные акты, позволяющие вести правильную политику по успешному исполнению законов.

4 Сообщить в службу занятости для оформления учета и регистрации. 5 Закрепить обязанности за определенным сотрудником по предоставлению регулярной отчетности в центр занятости населения.

За несоблюдение сроков или искажение информации могут наложить штраф, как на должностное лицо, так и на саму организацию.

Поэтому необходимо выбирать ответственного сотрудника, который понимает всю ответственность и не совершит нарушение закона.

После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь. Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы: Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников В регламенте отражаются необходимые сведения:

  1. назначить должностное лицо, ответственное за дальнейшую работу.
  2. величина квоты и категория льготников;
  3. правила проведения мероприятий по выбранному направлению;

Приказ о выделении квоты по вакансиям Документ должен содержать определенные пункты:

  1. лиц, ответственных за выполнение приказа.
  2. должность, на которую может рассчитывать инвалид;
  3. какие потребуется внести изменения в трудовые условия исполнения должностных обязанностей;

В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах.

На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов.

Она включает в себя:

  1. Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  2. Город и дату.
  3. Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  1. Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.
  2. Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  3. Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  4. Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  5. Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  1. Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  2. Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости.

    Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.

  3. На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны.

На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.

Отчет составляется на бланке установленного образца. Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе.

При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.

Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными. Требования относительно установления квоты распространяются на все предприятия с соответствующей численностью сотрудников, вне зависимости от их формы собственности.

Требования относительно установления квоты распространяются на все предприятия с соответствующей численностью сотрудников, вне зависимости от их формы собственности.

Работодатель в обязательном порядке должен предусмотреть у себя в компании необходимое количество мест, предназначенных именно для льготных работников.

Создание и закрепление этих мест происходит на основании соответствующего приказа и внесения изменений в штатное расписание. Кроме этого работодатель должен также издать локальный нормативный акт (например, Положение о квотировании) и уведомить о наличии вакансий местный центр занятости.

Если данных вакансий нет или на них приняты другие работники (не льготные), то это является нарушением и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Конкретное наказание устанавливается ст.

5.42 КоАП РФ и состоит в наложении на должностное лицо штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб. К этой ответственности работодатель может быть привлечен, только если не создаст необходимых мест или откажет в трудоустройстве льготникам, которые к нему обращались. Самостоятельно же искать таких работников он не обязан, поэтому если они не обращались за трудоустройством, оснований для наказания работодателя нет.

Очевидно, что создание квотируемых рабочих мест является важной социальной гарантией для особых категорий работников.

В некоторых случаях это вообще единственный для них шанс на трудоустройство, поэтому упускать эту возможность не стоит.
КоАП России в статье 5.42. утверждает размер штрафов при нарушении прав инвалидов по вопросу трудоустройства:

  1. безосновательный отказ в регистрировании инвалида в качестве претендующего на трудоустройство — от 5-ти до 10-ти тысяч руб. в отношении должностных лиц;
  2. за невыполнение требований по резервированию квотных позиций, а также за отказ в приеме при установленной квоте — тот же размер.

Квоту для приема на работу инвалидов следует считать исполненной в конкретной компании, если все забронированные места заняты трудоустроенными гражданами с инвалидностью.

Работодателей ждет административная ответственность за попирание закона, а именно за неинформирование или несвоевременное доставление сведений в госучреждения, неправомерный отказ в приеме на работу. «Одним из аспектов в действиях работодателя выступает информационная открытость во избежание формирования мнения о дискриминации инвалидов на предприятии.
«Одним из аспектов в действиях работодателя выступает информационная открытость во избежание формирования мнения о дискриминации инвалидов на предприятии. Это интересно не только желающим трудоустроиться гражданам, но и надзорным органам».

Источники

  1. https://ProInvalid.ru/trudoustrojstvo/kvotirovanie-rabochih-mest-dlya-invalidov
  2. https://zakonguru.com/trudovoe/trudoustrojstvo/priyom/kvotiruemoe-rabochee-mesto.html
  3. https://online-buhuchet.ru/kvota-dlya-priema-na-rabotu-invalidov-kak-rasschitat/
  4. https://alaws.ru/kvota-dlya-priema-na-rabotu-invalidov/
  5. https://assistentus.ru/forma/prikaz-o-kvotirovanii-rabochih-mest-dlya-invalidov/

Автор: Ольга Соколова Метки: ,

(Пока оценок нет)

Загрузка. Похожие публикации:

Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать

Автор статьи victoryananina 9 минут на чтение 10 191 просмотров Содержание В соответствие с законом РФ «О социальной защите инвалидов», одной из обязанностей работодателей является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой. В статье разберем, как устанавливается квота для приема на работу инвалидов, как ее рассчитать, а также выясним меры ответственности работодателей, не выполнивших требования по трудоустройству инвалидов.

Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.

Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:

  • Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.
  • Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
  • Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.

Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям. В соответствие со ст. 21 закона №181-ФЗ, работодатель обязан обеспечить трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты.

Размер квоты определяется нормативными конкретного субъекта РФ, при этом не может превышать показатель, установленный федеральным законодательством. Ниже в таблице – квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 закона №181-ФЗ: Для кого устанавливается квота Квота для трудоустройства инвалидов Организация/ИП с численностью сотрудников свыше 100 человек От 2% до 4% среднесписочной численности работников Организация/ИП с численностью сотрудников от 35 до 100 человек включительно Не более 3% среднесписочной численности работников Работодатели с численностью работников менее 35 человек от выполнения квоты по трудоустройству инвалидов освобождены.

Также не обязаны выполнять квоту общественные организации инвалидов, а также созданными ними хозяйственные общества и товарищества.

Данное условие предусмотрено разделом 3 ст. 21 закона №181-ФЗ.

Квота для приема на работу инвалидов Согласно закону «О соцзащите инвалидов», количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в целях выполнения квоты, установленной субъектом РФ, рассчитывает на основании показателя среднесписочной численности работников предприятия, с использованием следующей формула: Инв = СрСпис * Квота, где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем; СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия; Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.

Расчет количества инвалидов в целях контроля выполнения квоты производится ежемесячно, на основании среднемесячной численности сотрудников предприятия, отраженной в отчете по форме П-4.

Для расчета средней численности работников предприятия используется формула: СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес, где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде; КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце; КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца); КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях). В расчет включаются как сотрудники в штате, трудоустроенные на основании трудовых договоров, так и лица, нанятые по договору подряда. Если работодателем выступает ИП, то он себя в расчет не включает.

Читайте также статью ⇒ ““. ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов.

В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:

  1. 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  2. 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2021 года: Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц Июль 2021 3 – 102 3 сотрудника были приняты на работу 15.07.2020, период работы – 17 календарных дней Август 2021 – – 105 Сентябрь 2021 – – 105 Октябрь 2021 – 10 95 10 сотрудников были уволены 07.10.2020, период работы – 6 календарных дней Ноябрь 2021 – – 95 Декабрь 2021 8 – 95 8 сотрудников были приняты на работу 10.12.2020, период работы – 22 календарных дня Рассчитаем среднюю численность работников «Монолита» и квоту для трудоустройства инвалидов: Отчетный период Расчет средней численности работников Квота для приема на работу инвалидов Расчет количества инвалидов в целях выполнения квоты Июль 2021 (102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,64 3,5% 103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека) Август 2021 105 * 31 / 31 = 105 3,5% 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) Сентябрь 2021 105 * 30 / 30 = 105 3,5% 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) Октябрь 2021 (95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,94 2,5% 96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека) Ноябрь 2021 95 * 30 / 30 = 95 2,5% 95 * 2,5% = 2,38 (3 человека) Декабрь 2021 (95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,68 3,5% 100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека) Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты. Отчет составляется на бланке установленного образца.

Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе.

При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц. Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными. Читайте также статью ⇒ ““. Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб.

до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст. 5.42 КоАП. Кроме того, на основании судебной практики можно сделать вывод, что работодатель может быть признан виновными в невыполении квоты в том числе в случае наличии на предприятии незаполненных рабочих мест (в том числе не для инвалидов).

Данный вывод содержится в определении Верхового суда №50-АПГ13-5 от 22.05.2013 года В 2021 году депутаты Госдумы выступили с инициативой ужесточить меры ответственности для работодателей, не выполняющих установленную квоту по трудоустройству инвалидов. В соответствие с законопроектом, депутаты предлагают взымать с недобросовестных работодателей ежемесячную компенсационную плату в размере 7.800 руб.

и перечислять эту сумму в фонд содействия трудоустройству инвалидов. Также законопроект предлагает увеличить штрафы для работодателей за невыполение квоты по трудоустройству инвалидов до 100.000 руб. – 500.000 руб. По состоянию на январь 2021 года законопроект не принят и находится на стадии рассмотрения.

Читайте также статью ⇒ ““. Поделитесь статьей

(голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)

Загрузка. Рекомендуем похожие статьи Горячее Запишитесь в онлайн-школу Бухгалтерия для чайников 29 авторских уроков Поле не заполненоПолучить сейчас!

Более 45 000 подписчиков Наши книги

Квота для приема на работу инвалидов

» На чтение 7 мин. Просмотров 771 Опубликовано 08.05.2019 Каждый гражданин имеет право трудиться, но работодатель неохотно трудоустраивает некоторые категории лиц. В частности это касается людей с ограниченными возможностями.

На некоторых предприятиях должна выделяться квота для приема на работу инвалидов. Кто и в каких количествах должен создавать места работы для указанной категории лиц, узнаем из статьи ниже.

С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ, документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:

  • зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
  • подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
  • информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.
  • обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;

В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.

Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица). Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом: Штатная численность работников, чел. Норматив квоты (%) 35-100 до 3,0 100 и более 2,0-4,0 Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.

Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности. Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности.

Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное.

Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий. Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:

  1. общественные организации инвалидов (ООИ);
  2. предприятия, созданные ООИ.
  3. незначительная численность штата;

Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение.

Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода.

Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке. Для определения мест по квоте применяется следующая формула: Численность сотрудников по штатному расписанию x норматив, установленный в законодательном акте При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека. Приведем пример расчета: Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).

Применяется норматив, установленный региональной властью. 132 ед.* 0,03 = 3,96 Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов.

Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.

Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила.

Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы. Этапы занесем в таблицу №2 № Мероприятия 1 Определить – имеется ли у компании обязанность для бронирования мест по квотам. Для этого потребуется изучить федеральные и региональные законы и другие нормативные акты.

За их несоблюдение к организации применяются внушительные штрафные санкции. 2 Рассчитать размер квотируемых мест по утвержденным нормативам. Для этого используется штатное расписание, а не фактическая численность работников.

3 Разработать и издать на предприятиях локальные акты, позволяющие вести правильную политику по успешному исполнению законов. 4 Сообщить в службу занятости для оформления учета и регистрации. 5 Закрепить обязанности за определенным сотрудником по предоставлению регулярной отчетности в центр занятости населения.

За несоблюдение сроков или искажение информации могут наложить штраф, как на должностное лицо, так и на саму организацию. Поэтому необходимо выбирать ответственного сотрудника, который понимает всю ответственность и не совершит нарушение закона. После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь.

Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы: Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников В регламенте отражаются необходимые сведения:

  1. величина квоты и категория льготников;
  2. правила проведения мероприятий по выбранному направлению;
  3. назначить должностное лицо, ответственное за дальнейшую работу.

Приказ о выделении квоты по вакансиям Документ должен содержать определенные пункты:

  1. должность, на которую может рассчитывать инвалид;
  2. лиц, ответственных за выполнение приказа.
  3. какие потребуется внести изменения в трудовые условия исполнения должностных обязанностей;

В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах. На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.

Необходимо тесно взаимодействовать со службой занятости, для этого требуется выполнить ряд простых действий:

  1. дождаться письменного уведомления от ЦЗ, что процесс регистрации завершен и организация признана соответствующей для предоставления рабочих мест инвалидам.
  2. передать пакет бланков для дальнейшей регистрации в ЦЗ в той местности, где зарегистрирована фирма;
  3. подготовить требуемый перечень документов для оформления;
  4. ознакомиться с нормативными актами на региональном уровне;

Сотрудники фирмы занятости каждой организации присваивают определенный номер, его необходимо указывать на отчетности для идентификации. Все предприятия обязаны предоставлять ежемесячную отчетность в ЦЗ.

Форма бланка утверждена, поэтому необходимо соблюдать правила по заполнению формы. В отчете отражается такая информация:

  1. обо всех принятых сотрудниках на работу, в том числе и инвалидах;
  2. о введенных на предприятиях локальных актах, связанных с предоставлением мест для льготных категорий лиц;
  3. как выполняются требования законодательства по квотированию рабочих мест.
  4. общее число вакансий на предприятии;
  5. количество мест, предназначенных для льготников;

Юридические лица передают в органы статистики отчет по форме №4-П, в нем содержится идентичная информация. Необходимо сверять цифры между данными видами отчетности, чтобы не было расхождений.

Индивидуальные предприниматели освобождены от предоставления данной отчетности. Как происходит трудоустройство инвалидов Руководство фирмы может принять большее число работников, имеющих проблемы со здоровьем, но этот показатель не может быть меньше, чем установлено на федеральном или региональном уровне.

Соискатель вакансии может получить рабочее место одним из путей:

  1. человек лично обращается в кадровую службу с просьбой о подборе для него места;
  2. потенциального сотрудника направляют из ЦЗН, после получения заявки от организации;
  3. гражданин обратился в фирму по объявлению, что имеется определенная вакансия;
  4. новый работник был отобран на ярмарке вакансий.

При наличии вакансии, соответствующей специализации льготника, работодатель должен принять его на работу без установления испытательного срока. Дальнейшее оформление происходит по действующим нормам трудового законодательства.

С новым работником подписывается трудовое соглашение, в котором указываются условия труда, а также иные социальные гарантии. Трудовая инспекция строго контролирует выполнение правил выделения мест работодателем льготникам.

Инспекция должна реагировать на обращения граждан при выявлении фактов нарушения их прав трудоустроиться. При выявлении отклонений от нормы, виновнику грозит административная ответственность. Нарушение ст. КоАП РФ Величина штрафа Кому назначается В организации не сформированы рабочие места для инвалидов в соответствии с утвержденной квотой 5.12 5 000 – 10 000 руб.

На должностное лицо Инвалиду отказали в приеме на работу, хотя квота имеется Пропущен срок предоставления первичных статистических сведений 13.19 10 000 – 20 000 руб. На должностное лицо 20 000 – 70 000 руб. На организацию Нарушение сроков предоставления отчетности в ЦЗН, или если сведения были указаны не в полном объеме или искаженном виде 19.7 300 – 500 руб.

На должностное лицо 3000 – 5000 руб. На организацию Предприятия со штатной численностью сотрудников обязаны предусмотреть места работы для лиц с ограниченными возможностями.

Такое правило закреплено на законодательном уровне, а его нарушение организациям грозят штрафные санкции. Задайте ваш вопрос онлайн!! Получите бесплатную помощь практикующего юриста в течение 10 минут Пример вопроса: По наследству от бабушки досталась квартира в центре Нижнего Новгорода. По состоянию здоровья не могу приехать и вступить в права.

Можете ли вы помочь вступить в наследство без моего присутствия?

Получить ответ Консультация осуществляется практикующими юристами В рамках ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Квоты для приема на работу инвалидов

Copyright: фотобанк Лори Работодатели не вправе отказывать в трудоустройстве гражданам по причине наличия у них инвалидности.

Со стороны государства в отношении инвалидов предусмотрена дополнительная гарантия — квотирование рабочих мест. Квота для приема на работу инвалидов — это число рабочих мест, которые на предприятии могут занимать работники, имеющие группу инвалидности.

Утверждаются квоты для трудоустройства инвалидов законами субъектов РФ.

Пределы этих квот установлены в ст. закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О соцзащите инвалидов» в зависимости от числа сотрудников:

  1. при численности 35 — 100 человек, квота в регионе может быть установлена в размере не более 3% от среднесписочной численности;
  2. если численность превышает 100 человек, квота может составить от 2% до 4% от среднесписочной численности сотрудников предприятия.

При этом в для расчета размера квоты не включаются сотрудники, которые работают во (по результатам — спецоценки условий труда).

Квота для приема на работу инвалидов не действует:

  1. для общественных организаций инвалидов и образованных ими организаций.
  2. для предприятий, где численность работающих составляет менее 35 человек;

Также властями субъектов РФ для каждого предприятия устанавливается минимальное число специально оборудованных для инвалидов рабочих мест (ст. 22 закона № 181-ФЗ). В соответствии с региональной квотой, работодатели должны (ст.

закона № 181-ФЗ):

  1. создавать (выделять) рабочие места для инвалидов, включая сведения о таких местах в локальные нормативные акты;
  2. создавать условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида;
  3. предоставлять необходимую для трудоустройства инвалидов информацию в службу занятости.

Читайте также: Размер квоты работодатели рассчитывают самостоятельно, с учетом положений нормативных актов о квотировании, действующих в регионе. Например, в Москве квота по трудоустройству инвалидов составляет 2% от среднесписочной численности сотрудников, если таковая составляет более 100 человек ( закона г.

Москвы № 90 от 22.12.2004 с изм. на 30.04.2014). Квотирование распространяется на всех работодателей, в т.ч.

на бюджетные организации. Столичное предприятие рассчитывает квоту из среднесписочной численности (ССЧ) своих сотрудников, работающих на территории Москвы в текущем месяце.

Допустим, в сентябре 2021 г. ССЧ компании без учета лиц, работающих во вредных условиях – 136 человек. Расчет квоты будет следующим: ССЧ х 2% = 136 х 2% = 2,72 Полученную величину следует округлить до целого значения в сторону уменьшения, то есть, квота для трудоустройства инвалидов в сентябре для данной компании составляет 2 человека.

Предприятие считается выполнившим квоту, если двоих инвалидов (имеющих рекомендации к труду), и в текущем месяце с ними будут действовать не менее 15 дней ( закона Москвы № 90).

Работодателям других регионов нужно ориентироваться на законы о квотировании, изданные властями соответствующего субъекта РФ. Читайте также: Нарушая права инвалидов при трудоустройстве, работодатели несут ответственность согласно ст.

КоАП РФ. Так, при игнорировании обязанности по созданию (выделению) рабочих мест по квоте, а также при отказе в трудоустройстве инвалида в пределах квоты, должностных лиц ждет штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Кроме этого, ответственность за нарушение порядка квотирования может предусматриваться и нормативными актами субъектов РФ.

Например, в столице несоблюдение обязанности по созданию (или выделению) рабочих мест по квоте для инвалидов обойдется должностному лицу в 3-5 тыс.

руб. штрафа, а компания будет оштрафована на 30-50 тыс. руб. (ст. КоАП г. Москвы). Читайте также: Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в Рубрики: Tags:

    , ,

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку 12:26 4 июля 2013 Трудовые отношения | 11:40 13 октября 2021 Трудовые отношения | 11:30 19 февраля 2021 Кадровое делопроизводство | 16:38 15 февраля 2016 Требования к условиям труда Трудовые отношения | 12:11 10 марта 2021 Кадровое делопроизводство Кадровое делопроизводство Кадровое делопроизводство Кадровое делопроизводство Кадровое делопроизводство Кадровое делопроизводство Кадровое делопроизводство Кадровое делопроизводство Кадровое делопроизводство Больничный лист Трудовые отношения 6-НДФЛ Больничный лист Банки Бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность Кадровое делопроизводство Страховые взносы ПФР Экономика и бизнес Бухгалтерская отчетность Кадровое делопроизводство Первичные документы Современный предприниматель Налоги и учет для малого бизнеса © 2006 — 2021 Все права защищены.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+